Folkportal "Создаёт музыку народ,
а мы, композиторы, только её аранжируем."
(с) Михаил Глинка
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: adonaya 
Фолк-форум » Основной раздел » Фольклорная литература » Голубиная книга (Обсуждение.)
Голубиная книга
Царь_ОбезьянДата: Четверг, 11.10.2007, 20:46 | Сообщение # 1
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Тут лежат два её варианта. Мне очень понравилось. Хотелось бы услышать ваши мнения.

Вот интересно, а откуда Асов взял свой вариант.


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
Царь_ОбезьянДата: Пятница, 19.10.2007, 18:30 | Сообщение # 2
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Разместил ещё один вариант http://folkportal.3dn.ru/blog/2007-10-19-23

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
BiruteДата: Среда, 14.11.2007, 01:10 | Сообщение # 3
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Здравствуйте!
Мне кажется,что мы еще не понимаем всей той сакральной информации,которая заключается в русских духовных стихах,в том числе - в " Голубиной книге".
Спасибо
 
northerДата: Среда, 14.11.2007, 19:00 | Сообщение # 4
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Birute, между прочим - да. совсем недавно узнал интересные подробности о русских устных сказочных традициях. будет время - создам тему.
 
BiruteДата: Пятница, 16.11.2007, 20:56 | Сообщение # 5
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Здравствуйте!
Возвращаясь к " Голубиной книге". Когда я впервые познакомилась с этим стихом,то обратила внимание,что части вариантов( довольно часто встречаемых) говорится о не очень понятном на первый взгляд происхождении месяца:
«Светел месяц от грудей его,
Самого Христа, царя небесного».
Для мужского образа подобное отождествление звучит довольно-таки странно.
Объяснение можно найти только исходя из женского образа божества, так как луна, лунный свет устойчиво ассоциируются в фольклоре с молоком, живительной влагой, росой, амритой и т. п. Белые груди индийской богини Лакшми представлялись источающими амриту, сому. (Сома же, как известно. — и название амброзии, и божество месяца.) Древние индийцы были уверены, что луна состоит из амброзии, она убывает по мере того, как боги и души предков поглощают ее, и прибывает, вновь наполняемая солнцем (по другому воззрению, в фазе роста она принимает в себя души умерших, а при убывании проливает их на землю дождем); луна отождествлялась также с кубком Тваштара, а переделка этого кубка в четыре чаши символизировала ее четыре фазы. Вышеописанный образ Вселенной в шактизме представлялся в виде женщины, «чьи груди — солнце и луна»; по его доктрине.
В русской иконографии встречается изображение Софии Премудрости Божией. В ветхозаветных книгах София - олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом до ее Воплощения Образ Софии как женственного начала, олицетворяющего связь между миром божественным и материальным, несотворенным и сотворенным, восходит к «самосвидетельству Софии». Так Она говорит о Себе в книге Притч Соломоновых:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих, искони:
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».
Именно эти слова легли в основание учения Каббалы о Hokhmah, Премудрости Божией. В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры - как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью. На иконах София предстает огнеликой крылатой девой-ангелом. София восседает на троне в царских одеждах, на голове у Нее корона. Над Ней огрудное изображение Иисуса Христа. Еще выше – Этимасия(евангилие) с ангелами. Премудрости предстоят, образуя деисусную композицию, Богородица и Иоанн Предтеча.. В «сказание о образе Софии, Премудрости Божией» XVI-XVII вв., содержится «толкование» иконы... Икона Софии объясняется, как образ девства. «Образ премудрости Божии, Софии, проявляет собою пресвятыя Богородицы неизглаголанного девства чистоту; имать же девство лице девиче огненно». Получается, что, по крайней мере, до своего воплощения на Земле Сын Божий был женской сущностью? Тогда находит объяснение и образ Небесного Царя, сходный с древними женскими богинями, создающими от груди своей месяц.
Вот такое наблюдение.Спасибо за внимание,Извините за ошибки.Если интересно-буду рада
 
northerДата: Пятница, 16.11.2007, 21:10 | Сообщение # 6
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Birute, Интересно, спасибо. Вот только Ветхий Завет - книга неоднозначная и очень мифологизированная. Тогда как в Новом Завете (который непосредственно и является основой православия в частности и христианства вцелом, во многом отметая ветхозаветные понятия) о Софии ни слова.

Далее:

Quote (Birute)
Получается, что, по крайней мере, до своего воплощения на Земле Сын Божий был женской сущностью?

несколько странно smile женское и мужское - не земные ли понятия?
 
BiruteДата: Пятница, 16.11.2007, 21:19 | Сообщение # 7
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Здравствуйте!
Тем и замечателен Ветхий Завет,что доносит до нас мифологию и воззрения более раннего периода. Да,в Новом Завете ничего не говорится о Софии-Премудрости Божией.Однако в Православии это представление сохраняется в иконографии,народных верованиях и,- не будете же Вы против?- в названиях Софийских соборов в Константинополе,Киеве,Новгороде и Полоцке. Ну а об мужском и женском...Да,это человеческие понятия.Но ведь фольклор это именно человеческое восприятие,отражение и т.д.
Извините,если отвечаю несколько сумбурно.Спасибо за внимание
 
northerДата: Пятница, 16.11.2007, 21:38 | Сообщение # 8
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Я не говорю, что Ветхий Завет не замечателен, как кладезь древних мировоззрений и мифологии. Просто, полагаю, надо немного адаптировать понятия разных народов и разных времён. Ветхий Завет, по большому счёту, представляет собой мифологию еврейского народа, тогда как у нас, славян, была и своя мифология. Религию же нам дал Новый Завет - нечто совсем иное, нежели хроника ветхозаветных сказок и сводов древнейших и потерявших актуальность правил.
Насчёт наименования Софийского собора - не буду утверждать, так как не знаком с историей этого названия, но есть предположение, что это всего-лишь дань греческим традициям и терминам (София, по гречески, означает "знание, мудрость"), от которых непосредственно мы и приняли свою веру (а также множество традиций и т.д.).
Насчёт фольклора - конечно согласен. Именно благодаря свойству людей не воспринимать всё целостно и едино, а мыслить ассоциациями, тождествами, пропускать получаемую извне информацию через призму личностных понятий, мы и имеем богатейший багаж традиций, истории, религий, делающих нашу жизнь такой разнообразной, интересной, и во многом придающих ей смысл smile
 
Царь_ОбезьянДата: Пятница, 16.11.2007, 23:02 | Сообщение # 9
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Quote (Birute)
в названиях Софийских соборов в Константинополе,Киеве,Новгороде и Полоцке

Тыкж те название в честь Святой Софии мученицы.

Quote (norther)
женское и мужское - не земные ли понятия?

Согласен. Надо отметить, что в Голубиной Книге изначально эта космогония была связана с Родом, а не со Христом, а Род не имеет пола.

Quote (norther)
Религию же нам дал Новый Завет - нечто совсем иное, нежели хроника ветхозаветных сказок и сводов древнейших и потерявших актуальность правил.

И да и нет. Ветхий Завет, это как воск свечи, наверное, ещё не пламя, но уже и не пустое место.


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
BiruteДата: Суббота, 17.11.2007, 00:32 | Сообщение # 10
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Зравствуйте!
Я извиняюсь,но все-таки Софийские соборы построены именно в честь Софии -Премудрости Божией http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2013873 Киевская http://sobory.ru/article/index.html?object=00286 Полоцкая
http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600605 Новгородская.
а это -интересная статья прот.Георгия Флоровского о почитании Софии в православии http://www.vehi.net/florovsky/sophia.html
Не обижайтесь.
С уважением Birute
 
Царь_ОбезьянДата: Суббота, 17.11.2007, 02:50 | Сообщение # 11
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Хм... а я всегда думал, что в честь мученицы surprised

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Суббота, 17.11.2007, 19:54 | Сообщение # 12
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Birute, Ну всё правильно, речь ведётся о Новом Завете, т.к. в данном случае греческое слово "София" растолковывается именно как "премудрость". Чья? Божия. Там же сказано о предзнаменованном имени для будущего Христа, имени, означающем "мудрость". И всё же мы говорим о толкованиях, коих великое множество. Какие-то признаны церковью, какие-то нет. Но факт в том, что имени София в Новом Завете я не встречал (хотя может был невнимателен).
Спасибо за информацию, теперь нам известно больше.
 
BiruteДата: Суббота, 17.11.2007, 23:27 | Сообщение # 13
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Добрый вечер!
Извиняюсь,что не привела ссылки на ветхий завет- ну просто дурочка такая,что источники есть,а вот интернетовских материалов просто кот наплакал.Исправляюсь: http://www.prokimen.ru/article_1974.html В первой части этой работы хорошо сказано.
Спасибо.Извините за назойливость -я уже Вам,наверное,надоела?

Добавлено (17.11.2007, 23:27)
---------------------------------------------
А чтобы как-то загладить свою вину, предлагаю вариант( не "Голубиной книги",ее еще надо с аудиокассеты расшифровывать) духовного стиха о Егории.Записан в 1996 году в старообрядческом
сельце Красный хутор Шиловского района Рязанской области. Как все старообрядцы,информатор знает церковно-славянский язык,у него было много тетрадей с духовными стихами.
Как от века от Адамова
На земле было три царства беззаконныя.
Первое царство – Содом –город,
Второе цартство – Гомор-город.
Третье царство Аримпейское.
Как ударил Господь громом с молниеи-
Изничтожил Содом с Гоморрою,
À на царство на то Аримпейское
Посылал Господь змею лютую.
Стала тут змея царство Аримпейское разорять,
Людей по городу хватать.
Во граде людей у них мало осталося.
Собирались тоглда все жители аримпейские,
К самому царю в светлу горницу,
Стали думать думы тяжелые,
Как спастися от змеи лютой.
Говорит тут царица аримпейская:
« У нас есть с тобой, царь, дочь немилая,
Елисавета, дочь нелюбимая.
Она верует веру не нашенску,
Богу молится она распятому.
Отдадим мы ее змее лютой
На сьедение и обжирание.»
Многорадостно царь злой урадовался,
Побежал он во палаты белокаменные
Ко своей ли ко дочери единственной.
« Ты любимая моя дочь Лисавета Аггеевна
Ты вставай утром ранешенько,
Умывайся белешенько,
Одевайся в наряды лучшие –
Буду я тебя замуж отдавать
Ты в которую веру веруешь»
Уж всем сердцем Лисавета срезвилася,
Всю ночь Божьей матери молилася,
À как только заря занялася,
Тут пришли к ней прислужники царские,
Заковали в цепи булатные,
Повели ее к змее на пожирание.
Елисава обо всем догадалася,
Горючими слезьми обливалася:
« Не на то меня мати спородила
Чтоб отдать меня во Христов веру,

À на то меня мати спородила
Чтоб отдать змее на пожирание»
Привели ее к морю синему,
Ко норе той змеиной,пещере каменной –
И уехали слуги царские,
Только пыль во следу заклубилася.
Молилась Лисавета Спасу пречистому,
Пресвятой молилась Божьей матери.
Услыхала Божья матерь ее молитву,
Поспешала к престолу Господню.
Господь Бог послал Егория Храброго
Для спасения девицы невинной.
Брал Егорий копьицо трехпудовое,
Седлал Егорий свово коня белога
Подъезжал ко морю синему,
Ко норе той змеиной-пещере каменной.
Он слезал с коня своего белого,
Лисавете низко кланялся:
« Бог на помочь тебе, царская дочь,
Лисавета Аггеевна»- он снимал с нее цепи булатные,
Утирал ее слезы горючие.
« Ты гляди,Лисавета, на море синее,
Да держи повод коня моего белого:
Как по морю волна разыграется,
О каменный берег волна расплескается.
Из норы змея вылазить почнет,
Ты тогда меня,девица, ото сна буди «
Положил он голову на копьицо трехпудовое
И усну Егорий непробудным сном.
Тут солнце к закату склонялося,
Море синее заколыхалося,
Из норы ползет змеища поганая.
Волна в берег крутой покатилася –
Лисавета Аггеевна испугалася,
Принялась будить Егория Храброго –
Не могла Егория ото сна сбудить!
Она жалко,Лисавета,расплакалася.
Слезьми горькими разрыдалася
Потекли слезы горючие
На Егория на белое лицо.
Тут Егорий Храбрый от сна пробудился,
На коня на белого садился,
И поехал змее навстречь.
Он ударил змею копьицом трепудовым,
Взговорил Егорий громким голосом;
« Ой, змея ты,змея лютая!
Говорю тебе Божьим именем:
Ты смирись,змея, воли Божией..»
Тут смирилась змея воли Божией,
Перестала огнем она пыхати,
И не стала Лисавету пожирати.
Брал Егорий поясок шелковый,
Он змею крепко накрепко взгнуздывал
« Ты бери-ка ,Лисавета свет Аггеевна,
Поясок шелковый в руку правую,
Ты веди-ка змею лютую
В тот ли город аримпейский,беззаконный…»
Повела Лисавета змею лютую
Как теля повела на шелковом поясу.
Увидали то люди аримпейские,
Чуду Божьему подивилися,
Христу-Богу помолилися.
Со грехами распростилися

Обратите внимание на интересный момент: царевна молится Божьей матери и Спасу,но ее молитву слышит только Божья мать.
Спасибо.Извините-и не обижайтесь за мою назойливость.И за ошибки.

 
northerДата: Вторник, 20.11.2007, 15:07 | Сообщение # 14
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Quote (Birute)
Извините за назойливость -я уже Вам,наверное,надоела?

Надоело, что ты всё время извиняешься без причины biggrin прекращай это дело и просто продолжай писать такие же интересные вещи.

Что-то я запутался, давай вернёмся в русле обсуждения немного назад: всё же получается, что упоминания о Софии - Премудрости Божией, встречаются лишь в Ветхом Завете, не так ли?

 
BiruteДата: Среда, 21.11.2007, 22:50 | Сообщение # 15
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Здравствуйте!
Премудрость Божия упоминается и в Новом завете (Первом Послании к Коринфянам (1, 24),
как некая персонифицированная сущность ( Лука., 11,49: “Поэтому и премудрость Божия сказала…”)..
Спасибо за внимание
 
Фолк-форум » Основной раздел » Фольклорная литература » Голубиная книга (Обсуждение.)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Мини-чат. Доступен для гостей ;)

Самые общительные
Новые сказания
Новые файлы
Новые статьи
  • Что такое сантехника?
  • Что такое бойлер?
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • Яна Соломко похудела - ...
  • Alergyx – средство от а...
  • мазь от грибка ногтей о...
  • тинедол
  • тинедол цена москва
  • мазь тинедол цена
  • tinedol аналоги
  • classical music concert...
  • Cats n
  • unmonitored generic clo...
  • atlasFleft
  • Viagra En Farmacias Sim...
  • Viagra Generico In Euro...
  • Viagra Online Canadian ...
  • Cialis 5 Mg Once A Day
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Down load info
  • Наше будущее в наших ру...
  • Что такое камень?
  • Что такое спа?
  • Кинология
  • Вакансия
  • Что такое озонатор?
  • Что такое натяжной по...
  • Что такое ремесло?
  • Форекс
  • Пиломатериал
  • Что такое остров?
  • Что такое остров?
  • Новый год с коллектив...
  • Диван
  • Диван
  • Инструмент
  • Что такое ламинат?
  • Что такое аренда?
  • Париматч
  • Что такое волосы?
  • 111111111
  • Copyright Folkportal © 2017