Шаманство - Фолк-форум
Folkportal "Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано."
(с) Царь Давид
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Фолк-форум » Основной раздел » Религия и мифология » Шаманство (древнейшая форма религии или что-то большее?)
Шаманство
northerДата: Воскресенье, 21.10.2007, 20:16 | Сообщение # 1
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Однозначного определения термину "шаманство" нет. Тем не менее, когда речь заходит о шаманах и шаманстве (шаманизме), большинство людей представляет, пусть и не всегда точно, о чём разговор.
Шаманство - одна из древнейших форм религиозных традиций человечества. Центральная фигура в нём - шаман - некий посредник между миром людей и миром духов. Во многих более поздних религиях также имеются посредники - священники, жрецы и т.д., но шаман отличается от них тем, что он несёт своё служение непосредственно при помощи духов, более того - духи сами избирают его.
Вопреки распространённому мнению, быть шаманом - это не решение человека и не "разновидность профессии"; это тяжёлое бремя и совсем не сладкая жизнь.
Будучи избранным духами, шаман проходит процесс "пересотворения". Это не просто сродни "назначению на должность", при этом духи забирают душу избранного в свой мир и подвергают её "пересотворению" (рассеканию, становлению, перерождению), после чего шаман становится особым человеком с необычными способностями, но он перестаёт быть хозяином себе. Теперь его жизнь заключена в постоянном служении людям и духам и пути назад нет.
Процесс пересотворения сам по себе сопряжён с большим духовным и физическим напряжением и страданием. Духи освобождают скелет от плоти, пересчитывают кандидату все косточки и если обнаруживают лишнюю - то этот человек получает право быть шаманом. Если же нет - то кандидат должен умереть.
Всё это время тело шамана остаётся в человеческом мире (при этом шаман может быть обездвижен или вести себя как обычно), но покрывается следами мучений, ссадинами, синяками, так как испытывает все муки, происходящие с душой в другом мире.
Следующим шагом становления шамана является "обретение сердца". Даже после того, как пережиты все мучения пересотворения, шаман может ещё долго не получать силу, т.к. духи продолжают трудиться над его сердцем. Когда же настанет время - избранник это почувствует и станет настоящим шаманом.

Ритуал общения шамана с духами носит название "камлание" (тюрк. "кам" - "шаман"). Но камлание - это не каждый сеанс общения с духами, а только тот, при котором шаман впадает в транс или экстаз (изменённое состояние сознания). Считается, что в таком изменённом состоянии шаман путешествует в мир духов. При этом он может вести себя очень необычно (вплоть до необъяснимых вещей, таких, как очень высоко прыгать или брать голыми руками раскалённое железо), а может просто лежать и не двигаться: тут важны не формы, а смысл.
Один нганасанский шаман рассказывал русскому исследователю А.А. Попову: "Из-за того, что я имею три лишние части тела, одновременно бываю в трёх разных местах... во время камлания как бы имею три пары глаз, три пары ушей...".
Сам процесс камлания - это не беспорядочное и дикое действо, а вполне чёткий процесс со своими стадиями, ключевыми моментами и зачастую даже сценарием. Участники обряда, как правило, всегда в курсе, что в данный момент происходит с шаманом, на какой стадии путешествия он находится и с какими духами сейчас общается. Зависит же этот сценарий от причины и цели путешествия. И тем не менее ни один обряд камлания никогда не повторялся один в один.
Часто для облегчения входа в мир духов, шаманы использовали помощников, которых выбирали из числа соплеменников, а также посторонние средства для изменения сознания, такие, как например настой мухомора или дым специальных трав. Сегодня многими это может быть понято привратно и с долей нездорового скептицизма, однако следует знать, что шаман всегда знал сколько и что конкретно ему нужно принять и никогда не злоупотреблял этим. Также надо сказать, что использовались дополнительные вещества совсем не часто и далеко не всеми шаманами.

Роль шамана прежде всего состоит в ограждении своих соплеменников от бед и болезней, в поддержании хозяйственной жизни племени. Если говорить конкретно о лечении людей, то тут надо упомянуть, что отношение ко всем жизненным явлениям у племён, практиковавших шаманство, разительно отличается от нашего. Например нганасаны просто не понимали, что болезнь может иметь какие-то иные причины, помимо воли духов. А если так, то кому же, как ни шаману, разбираться с ними?
Духов - хозяев животных шаман просит об изобилии дичи, духов природы - о плодородии, иначе говоря он старается поддерживать равновесие в мире. У нанайцев и нивхов шаман должен доставлять душу умершего соплеменника в загробный мир, путь в который, по представлениям древних, совсем не прост и без провожатого душа может заблудиться и навсегда остаться неприкаянной.

Шаман действует не самостоятельно, а в связи с коллективом, который признал его достойным представлять людей перед духами и божествами. Поэтому он сперва должен доказать людям, что не является самозванцем и то, что делает - истинно. Он постоянно находится под наблюдением, все оценивают, как он отвечает на вопросы, как разыскивает потерянных оленей, как лечит болезни. Тот, кто не справляется со своими обязанностими, не будет и признан.

Якуты рассказывают, что в древности жил могучий шаман по имени Наачабыл. Как-то раз пришла в эти края Госпожа (так они называют духа оспы, боясь произносить её настоящее имя). Шаман решил бороться с ней. Шаман превратился в пёстро-голубого быка, и Госпожа тоже обернулась быком. И вот стали они бодаться у озера. Рассказывают, что ни один из противников не одолел другого: они оказались равными. Тогда они заключили "договор" никогда больше не встречаться и разошлись. Госпожа пообещала никогда не бывать среди потомков шамана.
Говорят, что мытахские якуты, потомки этого шамана, действительно никогда не болели оспой...

Русский этнограф А.А. Попов также приводит интересный рассказ.
В январе 1931 г. , на полуострове Таймыр, во время сильной пурги не вернулся в стойбище нгасаан Люрюлюе. Через 2 недели его родные обратились за помощью к шаману Дюхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав, что видел во сне, будто тот ещё жив.
Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня ходил по тундре, а за ним в нартах постоянно следовали 2 местных жителя.
Позже шаман рассказывал: "Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и ничего не могли сказать мне о заблудившемся. Наконец я спросил у хозяина речки и он, на третий день, указал мне верный путь. Вскоре я наткнулся на обледеневшего человека. Он был ещё жив и мои спутники как можно быстрее увезли его в чум."
Шаман так рассказывал о своих способностях учёному: "Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю под кожей. Когда камлаю, то ничего не вижу своими обычными глазами, зато вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими." Духи также "просверлили" ему уши и дали способность понимать "разговоры" растений.

Назвать точную дату зарождения шаманства невозможно. Уже наскальные рисунки палеолита, очевидно, изображают некие культовые действия, говорящие о существовании развитых религиозных представлений уже тогда. Было ли это шаманство? Похоже на то. Утверждать можно одно: по мере исторического развития общества шаманство теряло свою первоначально важную роль. Однако отдельные очаги шаманства сохранились и до наших дней, в основном в районах, наименее затронутых современной цивилизацией, где сохраняется родо-племенная структура - среди сибирских и дальневосточных народов, у североамериканских индейцев, у аборигенов Австралии.

Положение шамана в племени является особенным и очень важным - он выражает представления своего народа и служит ему всем своим существом. Но особенность шамана вовсе не оборачивается для него материальным благом - как раз наоборот. Зачастую шаманы - это бедные люди, которым, из-за постоянных обязанностей перед другими, даже некогда вести собственное хозяйство. Далеко не у всех есть семьи.

Интерес к шаманству у цивилизации проявляется давно. Ещё в XVII в. появилась книга о северном народе лопарях, где содержится немало сведений о шаманстве. Есть и более ранние источники. Даже высокие царские особы проявляли интерес к шаманам. Иван Грозный и Пётр I приглашали к себе лопарских шаманов с Севера. Пётр I также распорядился доставить к нему трёх или четырёх "самоедских" шаманов, дать им провожатых, хорошо кормить их, обращаться уважительно и разрешить взять с собой всё, что им надобно. А Екатерина II даже написала пьесу под названием "Шаман Сибирский". С конца XVIII века наука также постоянно держала шаманство в поле своего зрения.

Само шаманство имеет различные формы и назвать его единой религией нельзя - слишком эти формы разнятся. С течением времени шаманство всё больше утрачивало свою роль, особенно это проявилось с появлением развитых мировых религий. Уже зороастризму, появившемуся в середине II тысячелетия до н.э., шаманство не ихвестно. В среде индуистов действует немало шаманов, но они не включены в религиозную систему индуизма.
Но шаманство наложило заметный отпечаток на позднейшие верования. К шаману, например, восходит известная чуть ли не всем религиям фигура пророка. Первыми пророками, конечно, были шаманы. Интересно, что в жизнеописании многих пророков разных конфессий можно найти черты шаманского пересотворения. По легендам, например, ангелы разрезали исламского пророка Мухаммада, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар.

Непременными атрибутами шамана в Сибири являются ритуальный костюм и бубен. Костюм имеет множество подвесок и странных для непосвящённого предметов. Однако внимательное его изучение позволяет понять, что здесь всё на своём месте и отражает представления шамана (а значит и его народа) о мироустройстве, а также статус и некоторые особенности самого шамана. Создаётся костюм не по желанию владельца, а по наставлениям духов, поэтому там нет ни одной лишней детали. Обычно проходило немало лет, прежде чем шаман получал разрешение духов на изготовление полного костюма.
Шаманов условно можно разделить на "белых" и "чёрных". Это означает, с какими духами общается данный шаман и в каком из потусторонних миров (верхнем или нижнем) его душа пребывает чаще. Есть также и так называемые "большие шаманы", способные общаться и с тёмными и со светлыми духами и имеющие право бывать в разных мирах. Всё это, а также много других особенностей отражено в одеянии шамана.

Важнейшим предметом шамана является бубен. Воспринимается он как живое существо. Если бубен обтягивался шкурой оленя, он представлял собой того самого оленя и в то же время духа-помощника в облике оленя. У шамана сохранялась тесная связь с этим животным, продолжавшим таинственным образом существовать где-то в мире духов. Животное, отождествляемое с бубном - это своего рода внешняя душа шамана в животном облике, которую он должен тщательно прятать. Если враждебному шаману удастся погубить это животное, он таким образом погубит и своего соперника. Шамана, у которого во время камлания рвался бубен, соплеменники могли и убить, поскольку без бубна у него всё равно больше нет силы, а порыв бубна - очень дурной знак.
В алтайском регионе Л.П. Потапов обнаружил, что каждому шаману отводилось на жизнь несколько бубнов с определённым сроком камлания. Например, дух-покровитель решал: шаману даются семь бубнов, по три года на каждый. Через каждые три года бубен надо было менять. Таким образом, через 21 год шаман должен был умереть. И сам шаман, и его соплеменники непоколебимо верили в это. Когда Потапов зимой 1927 г. встретился с одним шорским шаманом, тот предупредил этнографа, что срок пользования его последним бубном истёк и скоро он умрёт. Поэтому шаман торопил учёного с записями, а на следующий день после его отъезда шаман действительно умер. Причём все были уже готовы к этому и находили это вполне естественным. Когда шамана хоронили, его бубен вешали на дерево у могилы. Кожу бубна прорезали ножом, а обод надламывали - со смертью шамана умирал и его бубен.
Иногда шаманы пытались обмануть духов и делали так называемые "воровские бубны". Дело в том, что новый бубен положено "предъявить" духам для "осмотра" и "утверждения", а также "постановки бубна на учёт". Лишний, сделанный тайком бубен, духам не показывали. Шаман пользовался им при камлании как обычным и таким образом продлевал свою жизнь.

Есть народы, шаманы которых обходились и без бубна. Так, казахский шаман вместо бубна приводил себя в экстаз игрой на кобызе - местной разновидности скрипки. Шаманы белуджей и малайцев также аккомпанируют себе игрой на смычковом инструменте. Есть народы, у которых процесс камлания обходится и вовсе без музыки.

Шаманство - универсальная стадия в развитии религиозных воззрений человека. Указания на существование шаманства сохранились во многих мифологиях и религиях. За фигурой средневековой ведьмы проступает фигура шамана. Некоторые из ведьм даже на дыбе инквизиторов утверждали, что они оберегают людей от действия вредоносных сил.
В Китае, Южной Корее, Непале и Таиланде до сих пор сохранились следы шаманства. Арабы знали шаманов во времена, предшествующие исламу. Для африканских культов более характерна фигура колдуна, а не шамана, хотя чёткую границу между этими понятиями провести трудно.

Долгое время в научной среде бытовало ошибочное мнение о психической невменяемости шаманов. На самом деле это в корне не верно и более поздние исследования это подтверждают. В то время, пока шаман не занимается своими прямыми обязанностями, он живёт обычной жизнью: ведёт хозяйство, охотится, может завести семью. У любой шаманской церемонии есть своя логика, понятная сородичам шамана. Ритуал вцелом не меняется (только отдельные фрагменты, диктуемые особенностями конкретной ситуации) и шаман должен его воспроизводить так, как этого ожидают окружающие. Человек с нарушенной психикой вряд ли сможет это сделать. Напротив - шаманы сами прекрасно разбирались в психологии соплеменников, поддерживали своей деятельностью нормальное течение жизни в обществе, хранили обычаи, улаживали конфликты, выступали, и довольно успешно, в роли лекарей. А для этого, как минимум, необходимы серьёзные знания и опыт в психотерапии, травничестве и прочих тонкостях. Ошибки такого рода могли дорого стоить шаману: он лишался доверия окружающих.

Функции шамана с одинаковым успехом выполняют и мужчины и женщины. У некоторых народов даже считается, что женщина может быть более сильным шаманом, нежели мужчина, но только до тех пор, пока у неё не родится ребёнок. Но например у казахов и туркменов преобладали только шаманы-мужчины. Это связано с культурными традициями общества.
Интересна фигура шамана, объединяющая в себе оба начала - мужское и женское. Так бывало у чукчей, коряков, встречались "превращённые" шаманы в Средней Азии, Индонезии. Это явление называется "ритуальным травестизмом" (превращение пола). Это связывают с волей духов, диктующих свою волю, от которой шаману никуда не деться.
Накопленные наукой материалы позволяют считать, что подобное дуалистическое представление было свойственно всему человечеству на ранних стадиях развития.

Жертвоприношения в шаманстве носят логичный характер: если тебе что-то надо от духа, то он должен быть заинтересован в сотрудничестве, поэтому нужно дать что-то взамен. Чтобы насытить духа ему нужна кровь. О человеческих жертвоприношениях достоверных сведений нет, но часто жертвой выступали животные.
С развитием скотоводства появилась также хорошая бескровная жертва - молоко и молочные продукты.

 
Царь_ОбезьянДата: Понедельник, 22.10.2007, 01:09 | Сообщение # 2
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Quote (norther)
Вопреки распространённому мнению, быть шаманом - это не решение человека и не "разновидность профессии"; это тяжёлое бремя и совсем не сладкая жизнь.
Будучи избранным духами, шаман проходит процесс "пересотворения". Это не просто сродни "назначению на должность", при этом духи забирают душу избранного в свой мир и подвергают её "пересотворению" (рассеканию, становлению, перерождению), после чего шаман становится особым человеком с необычными способностями, но он перестаёт быть хозяином себе. Теперь его жизнь заключена в постоянном служении людям и духам и пути назад нет.

Я слышал, что есть так называемая "шаманская болезнь" - живёт человек себе преспокойно и в один прекрасный момент, обычно ночью, он помимо своей воли убегает в поле или лес и там с ним что-то происходит, это его забирают духи на проверку. После чего он идёт к местному шаману, а тот уже проводит его в мир духов, где духи дают окончательный ответ.

Quote (norther)
(тюрк. "кам" - "шаман").

Мне известна верси, что это сродни "шум", "гам". отсюда "Гамаюн".

Quote (norther)
Часто для облегчения входа в мир духов, шаманы использовали помощников, которых выбирали из числа соплеменников, а также посторонние средства для изменения сознания, такие, как например настой мухомора или дым специальных трав. Сегодня многими это может быть понято привратно и с долей нездорового скептицизма, однако следует знать, что шаман всегда знал сколько и что конкретно ему нужно принять и никогда не злоупотреблял этим. Также надо сказать, что использовались дополнительные вещества совсем не часто и далеко не всеми шаманами.

Одна из причин противления Церковью наркотикам заключается как раз в том, что они открывают человеку глаза в мир духов, а на прямой контакт с человеком идут только духи злые, сверженные.

Quote (norther)
Уже наскальные рисунки палеолита, очевидно, изображают некие культовые действия, говорящие о существовании развитых религиозных представлений уже тогда.

Есть версия, что они и были сделаны с магической целью. Рисуя смерть оленя, человек как бы воплощает это в жизнь. так же были русунки и статуэтки куда перед охотой надо было ударять копьём или ещё каким оружием, также магический ритуал.

Quote (norther)
Первыми пророками, конечно, были шаманы. Интересно, что в жизнеописании многих пророков разных конфессий можно найти черты шаманского пересотворения. По легендам, например, ангелы разрезали исламского пророка Мухаммада, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар.

Пророческий дар пророческому дару рознь. Кстати как там проходило посвящение Исайи? Угль горящий вместо языка?


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Вторник, 23.10.2007, 16:03 | Сообщение # 3
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Царь_Обезьян,
Спасибо за дополнения и версии. В свою очередь, тоже дополню:

Касаемо шаманского явления "ритуального травестизма", когда один шаман действует и как мужская, и как женская особи одновременно или поочерёдно. Одна из гипотез о смысле этого явления заключается в том, что и "белые" и "чёрные" шаманы обслуживали одно и то же общество. Естественно, что в каких-то обстоятельствах возникала потребность объединять в одном лице возможность действовать в обоих мирах. Как только за шаманом признавалась способность иметь дело и с чёрным и с белым, он должен был объединить в себе черты обеих граней бытия, включая мужскую и женскую. В этом может быть разгадка и всего (не только шаманского) ритуального травестизма.
Степерь "превращения пола" в разных случаях была различной. Некоторые шаманы принимали вид противоположного пола только на время ритуала, другие же всю жизнь подчёркивали в своём обличье чуждые их полу черты. Так, узбекский шаман Ташмат-бола, ещё в конце 60-х годов ХX столетия лечивший односельчан с помощью своих духов, ходил в женской одежде постоянно и даже здоровался чисто по-женски. Однако своей биологической природе он не изменил: был женат четыре раза и не проявлял никаких признаков физической неполноценности. Случаев женского травестизма известно намного меньше, чем мужского. Возможно это связано с особенностями общественного уклада большинства народов, предоставлявших женщине заметно более низкий общественный статус, в сравнении с мужчиной.

Quote (Царь_Обезьян)
Я слышал, что есть так называемая "шаманская болезнь" - живёт человек себе преспокойно и в один прекрасный момент, обычно ночью, он помимо своей воли убегает в поле или лес и там с ним что-то происходит, это его забирают духи на проверку. После чего он идёт к местному шаману, а тот уже проводит его в мир духов, где духи дают окончательный ответ.

Касаемо передачи шаманского опыта: "сильный" шаман - человек незаурядный. Он должен владеть словом, языком жестов и движений, бубном или другим музыкальным инструментом, разбираться в обычаях, жизненном укладе не только соплеменников, но и окружающих общин а также в основах нетрадиционной медицины (которая, по сути, такая же наука), хорошо петь, знать секреты "иллюзиона". Шаманы многих народов Сибири во время ритуала, к удивлению присутствующих, вонзали в своё тело нож или кинжал, не причиняя себе никакого ущерба. Туркменские шаманы на глазах всех протыкали себя саблей, а желающим удостовериться, что кончик сабли действительно торчит из спины, позволялось потрогать и убедиться самому. Шаманы хантов, якутов и бурят, по рассказам очевидцев, могли, камлая, отрезать себе голову, а затем, как ни в чём не бывало, приставить её обратно. Вероятно, умелые шаманы владели также искусством гипноза. Также известны и многие другие невероятные случаи демонстрации шаманских способностей.
Как же постигал шаман секреты своего непростого ремесла? Трудно представить, чтобы человек стал шаманом, не пройдя специальной подготовки с посторонней помощью. Этнограф Н. Н. Харузин в начале ХХ в. писал: "Шаманские приёмы у каждой народности более или менее строго выработаны. Отсюда следует, что специальное обучение необходимо". Но фактов, подтверждающих такое суждение, слишком мало. В 1923 г. Б. Э. Петри опубликовал брошюру "Школа шаманов у северных бурят", в которой сообщил, что по древним правилам юноша, удостоенный шаманского призвания, должен был поступить в ученики к кому-нибудь из старых шаманов, чтобы под его руководством изучать приёмы этой уникальной профессии. Есть сведения, что "школа шаманов" была у тувинцев, ненцев, селькупов и ряда других народов.
Но в большинстве культур традиции непосредственного обучения шаманов найти не удалось. Как писал этнограф А.А. Попов, нганасаны "противятся суждению о том, что существует школа шамана или вообще обучение его кем-то". По их воззрениям, шаман делает то, что предписано ему божествами или духами. То, что он знает, сообщено ему духами. По рассказам одной узбекской шаманки, её дух-покровитель (в образе мусульманского святого) унёс её в горы и там наставлял, как надлежит жить шаманке. Таким образом, обучение происходило в её видениях, мыслях, а не в реальной жизни.
Возможно этнографам не удалось узнать о существовании "шаманской школы" потому, что этот факт держится племенами в строгом секрете? Нет. В обществах таёжных охотников, рыболовов и степных скотоводов жизнь каждого человека проходит у всех на виду и подобные секреты утаить невозможно. Значит такой школы просто нет.

Труд шамана бескорыстен. Профессиональная этика требует от шамана помощи всем, кто в ней нуждается. Якутский шаман при посвящении возглашал: «Обещаюсь быть покровителем несчастных, отцом бедных, матерью сирот…». Уж не восходит ли к шаманским традициям клятва Гиппократа?
Этические нормы представали как воля духов. Хакасский шаман говорил, что его сверхъестественный покровитель, дух горы Каратаг, запрещает брать плату за камлание, а того шамана, который ослушается, ждёт наказание. Дух-покровитель узбекской шаманки говорил ей: «Проси [у Бога] для людей счастью, долголетия, достатка, потомства… Будь одинаково милосердна и к мусульманам, и к русским… Если даже вознаграждением за твою помощь будет кусочек хлеба или копейка – гадай, лечи. Главное – чтобы человек получил от тебя облегчение… Не жадничай, не ищи выгоду, приноси пользу ради своей жизни».
Сама особенность деятельности шамана, как правило, и не давала им быть богатыми людьми. Б.Э. Петри писал о бурятских шаманах: «Шаман не знает покоя ни днём, ни ночью, всегда его могут позвать, и придётся ехать в любую погоду за десятки вёрст. Дома шаман бывает редко; хозяйство его приходит в упадок, заработки его невелики, да и при неурегулированной жизни они впрок не идут. Шаманы обычно бедны».

Сегодня непросто найти тех, настоящих шаманов. Но это не означает, что шаманство, как форма религиозной деятельности, подходит к своему концу. В последнее время даже в цивилизованных странах наблюдается определённый поворот по отношению к своему культурному наследию. Всё ещё можно найти практикующих шаманов в некоторых странах Азии, в США, в среде североамериканских индейцев, что-то похожее прослеживается и у народов Южной Америки. У народов России, после разрушения коммунистической системы, заметно возрос интерес к шаманизму, ведь он являлся неотъемлемой частью культур таких народов, как якуты, тувинцы, буряты, хакасы, эвенки, ненцы.
Существует также понятие «неошаманизма», когда люди, практикующие, по их словам, шаманство, неплохо осваиваются в современной среде, занимаясь прорицанием, лечением, хождением по углям и осколкам, влиянием на погоду, освящением новейшей техники. Но в данном случае проследить связь с настоящими древнейшими традициями оказывается всё сложнее, а под частую и вовсе невозможно. 1992 г. в г. Якутске состоялась международная конференция по изучению шаманства, но к участию к ней не удалось привлечь ни одного «настоящего», традиционного шамана.

 
Царь_ОбезьянДата: Вторник, 23.10.2007, 17:33 | Сообщение # 4
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Quote (norther)
Касаемо шаманского явления "ритуального травестизма", когда один шаман действует и как мужская, и как женская особи одновременно или поочерёдно. Одна из гипотез о смысле этого явления заключается в том, что и "белые" и "чёрные" шаманы обслуживали одно и то же общество. Естественно, что в каких-то обстоятельствах возникала потребность объединять в одном лице возможность действовать в обоих мирах. Как только за шаманом признавалась способность иметь дело и с чёрным и с белым, он должен был объединить в себе черты обеих граней бытия, включая мужскую и женскую. В этом может быть разгадка и всего (не только шаманского) ритуального травестизма.

Хм.. то есть, можно предположить, что чисто "белыми" шаманами являлись только мужчины (ну или так должно было быть), а "чёрными" женщины? Ведь почти во всех древних религиях мужское начало - светлое, женское - тёмное.


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Вторник, 23.10.2007, 20:59 | Сообщение # 5
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Quote (Царь_Обезьян)
Хм.. то есть, можно предположить, что чисто "белыми" шаманами являлись только мужчины (ну или так должно было быть), а "чёрными" женщины? Ведь почти во всех древних религиях мужское начало - светлое, женское - тёмное.

Ну вцелом вообще-то нет, т.к. известны случаи, когда и мужчины были чёрными шаманами, и когда женщины белыми. Но надо учитывать, что шаманизм - это не однозначная и не единая система, это просто термин, характеризующий древнее и загадочное явление в самых разных человеческих обществах. Поэтому единую черту под всем понятием шаманства подвести практически невозможно, хотя не исключено, что у тех народов, которые придерживались упомянутых взглядов, подобное разделение действительно имело место.
 
Царь_ОбезьянДата: Вторник, 23.10.2007, 21:16 | Сообщение # 6
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Кстати, а чьи статьи? Неушто сам?

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Вторник, 23.10.2007, 21:26 | Сообщение # 7
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Царь_Обезьян, что ты, конечно нет. я лишь немного дописал, где надо, где не надо - вырезал. кое-что попытался выразить более понятно, кое-что дополнил немного. а основа - из энциклопедии религий.
 
Царь_ОбезьянДата: Вторник, 23.10.2007, 21:37 | Сообщение # 8
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Просто твой предыдущий пост был написанн почти тем же языком smile

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Среда, 24.10.2007, 14:09 | Сообщение # 9
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Царь_Обезьян, это, собсно, русский язык smile
 
МарченкоДата: Пятница, 08.02.2008, 15:41 | Сообщение # 10
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
Хм... Тут это как-то вскользь упомянуто, но мне всегда казалось что основной техникой шаманов достаточно больших племен древности было жертвопреношение.

И еще. Про школы - я читал что у шамана были подмастерья (их он выбирал сам, по наставлению духов, ессно), вот они-то и несли знания.

Вообще создалось впечатление, что эту статью написал человек, вплотну изучавший только современных шаманов на территории бывшего СССР. Norther, есть сведения об авторе?

 
Царь_ОбезьянДата: Пятница, 08.02.2008, 20:06 | Сообщение # 11
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Quote (Марченко)
И еще. Про школы - я читал что у шамана были подмастерья

Интересно, а как тогда быть со всякими "шаманскими болезнями"? или подмастерь тоже были "заражёнными"?


И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
northerДата: Вторник, 12.02.2008, 15:13 | Сообщение # 12
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1149
Репутация: 22
Статус: Offline
Марченко, Да, жертвоприношение действительно очень важная (одна из основных) техника шаманства. Вот только она имеет множество разных форм, которые упомянуты вполне подробно. А если ты имеешь ввиду человеческие жертвоприношения, то о них достоверных сведений не сохранилось.

Автор статьи Владимир Басилов. Судя по всему он действительно изучал в основном шаманство на территории бывшего СССР, но это обусловлено скорее тем, что настоящие шаманы в основном сохранились именно здесь (ну ещё наверное в Африке и некоторых уголках Южной Америки, где исследование затруднено отдалённостью и труднодоступностью районов). То, что вам попытаются показать за определённую сумму где-нибудь в штатах зависимые от огненной воды индейцы - не больше, чем театрализованное представление.

 
Царь_ОбезьянДата: Пятница, 11.04.2008, 06:40 | Сообщение # 13
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Фильм "Шаманизм GEO: Возвращение Великого Шамана, Рисованное железо Ня"

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
ЭльмиДата: Вторник, 21.04.2009, 08:43 | Сообщение # 14
Бубен
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Скажите, а вам не известно про шаманизм других народов и стран? Например стран азии или южной америки? Например народов Майа или Японии?

Говорят бог - это мы сами,
Говорят реальность придумали мы,
Говорят рай, ад под небесами,
Ну как, доволен тем, что прилдумал ты?
 
Царь_ОбезьянДата: Понедельник, 27.04.2009, 05:36 | Сообщение # 15
Гусли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1557
Репутация: 12
Статус: Offline
Это, скорее всего, не шаманизмом называется, официально. Например в африке - вуду.

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА



Прошу прощения за почерк.
 
Фолк-форум » Основной раздел » Религия и мифология » Шаманство (древнейшая форма религии или что-то большее?)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Мини-чат. Доступен для гостей ;)

Самые общительные
Новые сказания
Новые файлы
Новые статьи
  • Что такое сантехника?
  • Что такое бойлер?
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • atlasFleft
  • Viagra En Farmacias Sim...
  • Viagra Generico In Euro...
  • Viagra Online Canadian ...
  • Cialis 5 Mg Once A Day
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Down load info
  • Наше будущее в наших ру...
  • Наше будущее в наших ру...
  • Объявления о спецтехник...
  • Бесплатные клиентские и...
  • Играть онлайн ММО игры
  • Клиентские и браузерные...
  • Скачать игры для мальчи...
  • Что такое служба знаком...
  • 1111111111
  • Что такое газон?
  • Что такое обувь?
  • Что такое камень?
  • Что такое спа?
  • Кинология
  • Вакансия
  • Что такое озонатор?
  • Что такое натяжной по...
  • Что такое ремесло?
  • Форекс
  • Пиломатериал
  • Что такое остров?
  • Что такое остров?
  • Новый год с коллектив...
  • Диван
  • Диван
  • Инструмент
  • Что такое ламинат?
  • Что такое аренда?
  • Париматч
  • Что такое волосы?
  • 111111111
  • Copyright Folkportal © 2017