Folkportal "Создаёт музыку народ,
а мы, композиторы, только её аранжируем."
(с) Михаил Глинка
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Фолк-форум » Основной раздел » История и культура » Единоборства народов мира как культурные традиции
Единоборства народов мира как культурные традиции
northerДата: Среда, 15.08.2007, 12:57 | Сообщение # 1
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Возможно боевые искусства и не часто представляются носителями культуры народа, но нельзя отрицать, что они отражают собой многие из особенностей того или иного этноса.
В последнее время конечно налицо процесс смешения боевых стилей разных народов (появление таких видов, как кикбоксинг, таэквондо, вьет-во-дао, кудо, саньда, всяческие образования типа микс-файт и т.д., которые по сути основаны на общих принципах и отличаются скорее по внешнему проявлению, чем по содержанию), но осталось ещё немало самобытных и оригинальных единоборств, носящих яркие черты национальных традиций.
Наиболее интересные, на мой взгляд, примеры - бразильская капоэйра, корейский тхэккён, индийский калляри-пайят, китайское ушу-таолу, японское дзю-дзюцу и им подобные. И хотя многие из них давно утратили прикладное значение, но остались достаточно ценными для исследователей истории культуры народов, т.к. берут своё начало из стародавних времён.
Вот о подобных стилях (да и не только) и хотелось бы поговорить, ведь они имеют прямое отношение к фольклору.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:12 | Сообщение # 2
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Царь_Обезьян (PanSandro) написал:
"А кто что знает про боевую йогу? Кстати Кун-фу является активной йогой т.е. это не совсем боевое искусство это метод достижения мукти."

http://www.dharma-marga.ru/ почитай тут, там вроде была целая книга. Упомянутый калляри-пайят - тоже в принципе активная йога.
Кунг-фу - это всего лишь китайский термин. Означает что-то типа "самооборона" или "рукопашный бой". Также, как "кэмпо", например, или "тхэквондо" ("путь ноги и кулака", что почти тоже самое) - у азиатов обтекаемая терминология А если на то пошло, то у буддистов всё сводится к достижению чего-то там))

 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:15 | Сообщение # 3
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Cheef.Master написал:
"Но все же эффетивность является важнейшей частью изучения боевых искувств. Ибо они изучались с давних пор. И с каждым новым поколением техника улучшалась именно из-за стремления к увеличению эффективности."

да никто не спорит, но если на то пошло - есть чисто прикладные стили, как правило предельно жестокие и однообразные (крав-мага, рукопашный бой для спецназа и т.д.), а есть - чисто декоративные, целью которых является скорее демонстрация и даже в некотором роде веселье. Взять тот же ссирым - это просто борьба, в которой решающую роль играет вес. Приёмов там мало и они примитивные. Кстати, именно из ссирыма в последствии появилось сумо
а есть стили, сочетающие в себе фольклорность и эффективность. например капоэйра (правда она бывает разная - есть просто танец, а есть что-то похожее на БИ, но в любом случае её эффективность представлена скорее общей физической подготовкой спортсменов, чем владением какой-либо техникой).
также в последнее время стали появляться стили, создаваемые разными "собирателями традиций" и соединяющие в себе древние и современные особенности. например наши русские стили, основанные в основном на приёмах самбо, русском кулачном бое и всяких отдельных элементах и представляемые создателями, как исконно русские =)
или например куксуль-вон, собранный одним восточным путешественником из древних корейских и китайских стилей. кстати, очень интересное получилось БИ, если кто знает, есть ли оно в Москве, буду благодарен за информацию.

 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:16 | Сообщение # 4
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Немного пройдёмся по стилям) Для общего кругозора, так сказать.

Начнём с карате-кёкусинкай, одного из самых популярных и эффективных стилей. Соревнования по кёкусинкай вообще забавно выглядят - бойцы мне чем-то напоминают не поделивших что-то хомячков или кенгуру smile никого не хочу обидеть, но вот эти потыкивания друг другу в бока и попинывания по ногам наводят только на такие ассоциации. Но всё же стиль весьма жёсткий, просто как часто бывает, "оспортивливание" приводит к плачевным результатам.
А его основатель - Масутацу Ояма - вообще был супербизон. По происхождению кореец (настоящее имя - Чхве Ён И), в возрасте 9 лет начал изучать традиционные корейские БИ (тхэккён, чаби и т.д.) а также бокс. В 14 лет уехал в Японию и с 1938 года начал изучать там карате Сётокан (классическое) у его основателя - Гитина Фунакоси и параллельно с этим изучал дзюдо в центральном мировом додзё - Кодокане. Затем, разочаровавшись в классическом карате, он поступил в школу Годзю-рю, где и остался надолго, став довольно известным и одержав немало побед на разных турнирах. Затем, по религиозным соображениям, он удалился отшельником в горы на 10 месяцев. Там он упорно тренировался и молился в полном одиночестве. По слухам, там он достиг особенных высот. Во всяком случае, вернулся он действительно другим человеком. Он начал устраивать представления, где перед зрителями сражался с быками и ломал им рога или просто убивал голыми руками. Став известным, он начал ездить по миру с демонстрацией своего искусства. Это действительно был настоящий мастер, однажды он провёл кумитэ в 300 боёв за 3 дня (по 100 боёв в день) с лучшими мастерами других стилей карате и выиграл все (!) схватки. Ояма воспитал многих непобедимых мастеров (в том числе и европейцев) и сделал свою школу одной из самых популярных в мире.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:18 | Сообщение # 5
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Продолжаем.
Немного про всем известные стили японской борьбы. Буду краток))
Дзюдо - стиль, с боевой точки зрения, неполноценный, так же, как и айкидо. Эти стили выросли из японских национальных Дзю-Дзюцу (которая, в свою очередь тоже вырезана из целостной систему боевого воспитания самураев - бусидо) и айки-дзюцу дайто-рю (высшая клановая техника). Основатель айкидо - Морихэй Уэсиба, был лучшим, но не любимым учеником великого мастера Сокаку Такеда (об этом гражданине суверенной Японии я потом напишу отдельно - он этого стоит). Овладев искусством последнего в совершенстве, Уэсиба выделил из него казавшиеся ему наиболее интересные черты и стал преподавать их отдельно. В результате система получилась практически не прикладная (то, что удавалось мастеру с закрытыми глазами, оказалось практически недоступным для последователей).
А Дзигоро Кано, основатель дзюдо, был вообще неплохим рукопашником и систему свою разработал в основном для полиции (чтоб задержать преступника, а не поразить), основываясь на комплексном древнем дзю-дзюцу (у нас в народе его чаще называют "джиу-джицу", что является следствием искаженённого переноса слова из французской транскрипции), которое в оригинале включало в себя и удары, и работу с оружием, и воздействия на уязвимые нервные центры, чего практически нет в дзюдо. Благодаря активной поддержке государства, система Кано пошла вперёд широкими шагами, на деле являясь довольно обыкновенной борьбой, черты которой можно найти практически у любого народа.
В частности, известны факты, когда для доказательства эффективности дзюдо на всеяпонских состязаниях, его последователи прибегали к не совсем честным приёмам, а именно: был такой мастер - Сайго Сиро, мастер непревзойдённый и молодой, он владел высшими техниками айки-дзюцу и дзю-дзюцу, но выступал за дзюдо. На соревнованиях он использовал такие приёмы, которые не знал никто из присутствовавших и даже в последствии никто не смог их воспроизвести (это была утерянная ныне древняя клановая техника), поэтому нельзя было назвать их нарушением правил, но и противостоять им никто не мог. И вот, когда нужна была решающая победа, дзюдоисты выпускали товарища Сиро и тот с блеском делал свою работу.
Конечно же тут во-многом отражено моё личное мнение, поэтому просьба никому не обижаться.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:19 | Сообщение # 6
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Итак, обещанный рассказик про Такеда Сокаку - уникального человека и великого мастера.
Потомок древнего и знатного самурайского рода Такеда, Сокаку родился в 1860 г. С детства обучался у своего отца - носителя техники их клана, самым разным воинским дисциплинам, включая владение разными видами оружия. Также параллельно учился у многих других известных мастеров, друзей его отца. Закончив обучение, он начал ездить по Японии в поисках сколько нибудь известных мастеров разных боевых видов и соревновался с ними на их условиях (т.е. копьём против мастера копья, мечом против мастера меча, в рукопашную против рукопашника). Если мастер побеждал - Сокаку оставался у него в учениках, пока не овладевал всеми тонкостями искусства (а учеником он был крайне талантливым и очень быстро схватывал).
Вскоре он снискал себе славу непобедимого воина и у него появилось множество учеников по всей Японии. До нас дошли некоторые истории, характеризующие этого человека.
Однажды, в 1910 г. в одной местности, где он путешествовал, объявился жестокий, сильный и неуловимый для полиции грабитель-убийца и люди просто боялись ходить в тех местах. Неожиданно и по неизвестным причинам дейтельность грабителя прекратилась. Вскоре полиция обнаружила труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, возле дороги, по которой часто ездил Такеда. Эксперты подтвердили, что бандит был брошен кем-то с такой силой, что при падении сломал шею. Все окрестные жители сразу догадались, что на подобное был способен только один человек))
Пятью годами позже, во время забастовки рабочих (а рабочие тогда набирались из бывших каторжников и прочего сброда), Такеда оказался не в то время и не в том месте. На него попыталось напасть около 50-ти вооруженных инструментами человек, с целью ограбить и убить... Девять бандитов погибло в этой схватке, ещё больше было покалечено, остальные бежали... Сокаку вышел из схватки без малейшего ущерба.
Но человеком он был весьма эксцентричным, никому не доверял, кроме собственного сына (по совместительству своего старшего ученика, фактически преемника). Однажды, путешествуя в поезде по Японии, американец Чарльз Пэрри пожаловался контролёру на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он похоже не был в состоянии оплатить (вечно эти америкосы суют везде свой нос ). Проверка показала, что у этого пассажира действительно был соответствующий дорогой билет, но Сокаку Такеда (а это был именно он) пришёл в такую ярость, узнав об этом, что попросил показать ему того, кто посмел жаловаться... Маленький Такеда (около 150 см роста и 52 кг веса) скрутил здоровенного американца и вывел его на открытую платформу в конце состава. Что там между ними двумя произошло, история умалчивает, но когда Пэрри вернулся в США, он сообщил президенту, что дайто-рю айки-дзюцу (которую практиковал Такеда) - сильнейшая в мире школа боевых единоборств и настоятельно рекомендовал правительству обратить на неё внимание, как на совершенное и естественное оружие человека. Президент Рузвельт заинтересовался и попросил направить инструктора из Японии. Такеда отправил туда одного из своих старших учеников, на занятия к которому одним из первых записался несчастный (или наоборот) Чарльз Пэрри
Такеда Сокаку прожил интереснейшую, полную невероятных и опасных событий жизнь, продемонстрировав всем пример небывалой стойкости духа и неугасаемого стремления к совершенству. Он скончался в возрасте 83-х лет, оставив после себя многотысячную школу единоборств, вышедшую за пределы Японии, а незадолго до смерти ещё участвовал в показательных выступлениях и демонстрировал приёмы.
Такой вот был человек.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:22 | Сообщение # 7
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Хапкидо
Корейское боевое искусство, создателем которого явл. мастер Чхве Ён Соль (1904-1987), с детства изучавший корейские национальные виды - тхэккён и юсуль. В 15 лет он приехал в Японию и поступил в ученики к тому самому (см. выше) мастеру Такеда Сокаку. Такеда был очень суровым и жёстким человеком, тренировки его стоили не малых денег (благо Ён Соль был из богатой корейской семьи) и на них он не щадил учеников - гонял до 7-го пота. Но зато он не имел предрассудков насчёт людей других национальностей, поэтому честно обучал молодого корейца. Чхве прожил в Японии в общем 27 лет (!) и вернулся на родину зрелым человеком и серьёзным мастером. За это время он выработал собственную боевую систему, представляющую синтез национальных корейских БИ (основная фишка - молниеносные и высокие удары ногами) и борьбы айки-дзюцу Дайто-рю, которой он овладел в высочайшей степени за годы тренировок у великого мастера. Такеда считал, что удары ногами рискованы и малоэффективны в реальном бою. Ён Соль не смел перечить учителю, но разве мог кореец забыть сокрушающую мощь неуловимых ног тхэккёна?
В результате получилась очень оригинальная и эффективная система, сочетающая в себе разнополярные направления (жёсткую ударную технику ног и рук с мягкими движениями тела, захватами и бросками). Слово "хапкидо" означает "путь соединения энергий" и полностью оправдывает своё название, совмещая твёрдое с мягким, внешнее с внутренним, быстрое с медленным. Названия "хапкидо" и "айкидо" на иероглифах пишутся одинаково, но есть разница в произношении. И действительно, если говорить языком обывателя, то хапкидо - это своего рода ужесточённое "уличное" айкидо. Если в последнем основная задача заключается в "убеждении" противника поменять своё решение о нападении, то в хапкидо основная задача - сломать противнику конечность smile
Сегодня хапкидо, наряду с другим известным корейским искусством - тхэквондо, преподаётся для спецподразделений и силовых структур корейской армии.

Тхэккён
Древняя национальная корейская боевая система, основанная на ударной работе ногами, подсечках и простых бросках. Техника ног развита очень широко и разнообразно, тогда как руки используются крайне мало. Многие современные боевые и спортивно-боевые системы во многом использовали наработанную веками базу тхэккёна. Также многие мастера, при создании своих стилей, обращали пристальное внимание на эту древнюю традицию боевых искусств. Однако, являясь такой серьёзной базой для многих популярных во всём мире единоборств, сам тхэккён сейчас особо не развивается и пользуется хоть какой-то популярностью лишь на территории Кореи.
Сегодня тхэккён существует скорее как традиционно-фольклорная система, чем как боевое искусство, хотя по нему проводятся и соревнования и показательные выступления.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:49 | Сообщение # 8
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Тхэквондо
Национальное корейское боевое искусство, в последнее время всё больше набирает популярность во всём мире. Дословный перевод - "путь ноги и кулака", по-русски часто произносится, как "таэквондо", что является следствием перевода с европейских языков, тогда как напрямую с корейского на русский более правильным будет "тхэквондо".
Основатель - генерал Чой Хонг Хи (1918-2002), человек нелёгкой судьбы и огромных амбиций. В возрасте 15 лет он обучался каллиграфии у одного мастера, который по совместительству являлся мастером тхэккёна (см. выше). Маленький Чой был болезненным и хилым ребёнком и учитель, желая помочь ему, стал обучать его, помимо каллиграфии, искусству древней борьбы ногами.
В 1937 году Хонг Хи поступил в Токийский университет и покинул родину. В Японии он познакомился со своим соотечественником, мастером карате. Он начал усиленно заниматься этим видом и через 2 года получил чёрный пояс. Студенческая жизнь будущего человека-легенды также была активной: он участвовал в основании политической организации за освобождение Кореи от японской аннексии. Началась II мировая война и Чой был призван в армию, где продолжал активную политическую жизнь, за что вскоре был посажен в тюрьму. Как ни странно, это впоследствии явилось важным событием в его жизни и в истории современных боевых искусств. В тюрьме он обрёл множество учеников и последователей.
Освобождение Кореи Советской армией в 1945 году вызволило незадачливого политика и успешного учителя из тюрьмы, вместе с "паствой". Чой Хонг Хи получил назначение в Южнокорейскую армию и стал активно пропагандировать новое боевое искусство, которое обрело чёткие черты в стенах острога.
На тот момент в Корее был патриотический подъём (страна долгое время находилась под японской оккупацией и враждебные японцы успели вытравить из народа многие родные корейцам черты и традиции, поэтому всё, что было связано с национальным, в Корее быстро привлекало пристальное внимание и получало одобрение) и генерал (к тому времени) Чой оказался на волне успеха. В 1955 году было собрано заседание мастеров корейских национальных боевых искусств, председателем которого являлся Чой. Целью этого мероприятия было создание единой корейской боевой системы на государственном уровне. Стиль, созданный генералом (а по-сути являющийся синтезом тхэккёна и карате), был рассмотрен, немного доработан и признан. Нарекли этот новый политически-патриотический вид "ТхэКвонДо".
В 1966 была создана Международная федерация тхэквондо (ITF), Чой начал ездить по миру с показательными выступлениями и, как говорится, доездился... В Северной Корее (тогда уже произошло разделение на Северную и Южную) тхэквондо было принято "на ура", но именно этот факт явился решающим в отношении властей Южной Кореи к генералу. Его объявили врагом народа и изгнали из страны (азиаты, что возьмёшь). Детище отделилось от основателя и зажило самостоятельной жизнью. В 1973 году в Южной Корее была создана Всемирная федерация тхэквондо (WTF). А опальный генерал осел в Европе (штаб-квартира ITF находится в Вене), где и возглавлял международную федерацию до конца своих дней (хотя умер в Пхеньяне).
Ещё при его жизни была создана Глобальная федерация тхэквондо (GTF), которую возглавил старший ученик мастера - Пак Дзюн Тэ, но успеха на международной арене она не достигла, по сей день оставаясь в тени двух федераций-гигантов.
После смерти генерала Чоя возникла тенденция к потеплению отношений между федерациями, но пока об объединении тхэквондо говорить слишком рано. На сегодняшний день WTF входит в программу Олимпийских игр, являясь более спортивным направлением, где упор делается исключительно на технику ног (рукам отведена в основном функция "блокираторов" и лишь иногда ударных сегментов), что конечно не говорит в пользу федерации, как прикладного направления, но зато позволяет изучить ударную и двигательную технику нижних конечностей на очень высоком уровне. ITF пытается следовать заветам основателя, но надо сказать не слишком успешно - в спаррингах используется неполный контакт, что не может не отражаться на эффективности стиля, основная "фишка" тхэквондо - развитая техника ног, здесь больше напоминает карате (удары тяжелее, вследствие чего уменьшается мобильность ног и нагрузка на суставы повышается) да и постоянные трения между различными отделениями международной федерации ни к чему хорошему не приводят.
Тем не менее тхэквондо и по сей день весьма успешно существует в таком двойственном состоянии, являясь одним из самых популярных стилей восточных единоборств.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:51 | Сообщение # 9
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Шаолинь-Цюань (или просто у-шу)
Пожалуй самое известное боевое искусство мира, обвитое множеством легенд и противоречивых сведений. Полное название (Шаолинь-сы цюань-шу) переводится как "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса".
Самая известная легенда об основании монастыря Шаолинь, что в китайской провинции Хэнань, гласит, будто VI веке в Китай пришёл 28-й патриарх буддизма, индийский миссионер Бодхидхарма (по-китайски - Дамо), принесший в Китай истинный свет буддизма и избравший Шаолинь местом его средоточения. Он начал проповедовать обленившимся и обрюзгшим монахам, но те не приняли его проповедь (гласившую, что истина существует изначально в душе человека, а не в письменных знаках и древних трактатах) и тогда Дамо, желая продемонстрировать пример духовной силы, уселся лицом к стене монастыря и в течении 9-ти лет предавался непрерывной медитации. Поражённые монахи наконец приняли его учение, как единственно верное. Из-за длительной неподвижности мудрец утратил способность ходить, но быстро восстановил её, используя необычную гимнастику. Он говорил о единстве духа и тела и предложил страдавшим от набегов разбойников монахам изучать боевые искусства, как один из методов совершенствования и постижения Дао. Якобы так и возникла школа Шаолиня.
Но исторические данные говорят о другом... Действительно, некий индийский мессионер посетил в 516 году монастырь Юннин-сы, находящийся в той же провинции, что и Шаолинь-сы. Он совсем недолго погостил там и вскоре направился из этих краёв в неизвестном направлении. Спустя же несколько веков молва связала Бодхидхарму с монастырём Шаолинь, но в этих данных было множество противоречий и путанницы. А связь эта была не случайна - Шаолинь-сы уже в те времена славился своим боевым искусством. История же с бродячим буддистом, хотя и имевшая реальный стержень, явилась лишь идеологической подоплёкой, придающей легенде особый шарм и религиозную основу.
Как же в действительности начинается история шаолиньского у-шу? Конкретное имя и время назвать трудно. В VI веке боевые искусства уже широко практиковались в Китае, ими занимались самые разные слои общества, включая и монахов Шаолинь-сы.
Сам монастырь был основан в 495 году неким Чжоу Цзином и двумя его учениками - Хуэйгуаном и Сэнтяо. Но лишь спустя много лет начинается реальная история шаолиньского у-шу.
То ли в XIII, то ли в XIV веке в увядающий монастырь пришёл человек по имени Цзюэ Юань. Несколько лет он изучал у мастера Хэнвэня знаменитый комплекс "18 рук архатов", создание которого позже приписали Дамо. Комплекс был простым и эффективным (никаких разрекламированных киношных трюков и амплитудных движений - простые, короткие удары и передвижения, быстрые захваты и подсечки, позволяющие максимально быстро и точно поразить противника). Хэнвэнь в то время был ведущим инструктором монастыря по рукопашному бою и своё дело отлично знал.
И всё же Цзюэ Юань, наслушавшись сказок о древних непобедимых техниках, отправился дальше на их поиски. Он обошёл много провинций, встречался со многими мастерами, но не нашёл никого, кто бы превосходил Хэнвэня по уровню владения боевым искусством. Однажды Цзюэ Юань помог некому Ли Соу отразить нападение бандитов и затем некоторое время им пришлось скрываться от мести в тайнике. Там Ли Соу и рассказал, что он обучался у "настоящего" носителя шаолиньского стиля. Устроив Юаню проверку и убедившись в чистоте его помыслов, Соу отвёл его к своему учителю Бай Юйфэну. Позже, прихватив с собой сына Ли Соу, четверо бойцов отправились в Шаолинь-сы.
Начались изнурительные тренировки под руководством Бай Юйфэна. Нелегко давалось Цзюэ Юаню жестокое искусство иньгун - метод приёма ударов телом. Но через несколько лет он мог увернуться от летящего копья, разбить кулаком камень, проделать в нём углубление пальцем, а также он мастерски овладел 18-ю видами оружия.
Долгие годы создавал неутомимый Цзюэ Юань новую технику Шаолиня. Из базового комплекса "18 рук архатов" он, при участии своих учителей, создал огромную систему, в которую вошли 170 приёмов и методов тренировок, ставших классикой Шаолинь-цюань.
Наставник Бай Юйфэн создал для монахов рукопись о пяти стилях священных животных (тигр, леопард, змея, журавль и дракон), но до нас она не дошла. Многие современные китайские мастера считают, что те стили животных, что преподаются сейчас, имеют лишь косвенное отношение к истинному учению Бай Юйфэна - в его технику были посвящены только избранные.
Таким образом, в средние века боевое шаолиньское искусство действительно выделилось среди прочих.
Другая распространённая легенда, связанная с монастырём Шаолинь, рассказывает о мистических "коридорах смерти", являющихся выпускным экзаменом для каждого посвящённого монаха-воина. Конечно же, всё это сильно преувеличено, хотя и имеет реальное основание. Введение экзаменов объяснялось наличием в те времена в Китае большого количества "фальшивых монахов". Поэтому настоящие выпускники Шаолинь-сы должны были уметь распознать и "обезвредить" мошенников. Экзамен заключался в устроении 12-ти "застав" на выходе из монастыря, охранявшихся двумя монахами-стражниками. Претендент должен был пройти их все, победив 24-х бойцов и открыв ворота. Неудачник либо возвращался к обучению, либо изгонялся из монастыря. Этот пусть народная молва и превратила в "коридор смерти". Конечно же, помимо боевой составляющей, имел место и жесточайший теоретический отбор (сессия отдыхает ) - всё-таки в первую очередь выпускники были монахами.
В дальнейшем было открыто множество филиалов Шаолиня по всей Поднебесной и система была значительно доработана, в следствие чего возникло много стилей.
Много раз монастырь переживал пожары, последний из которых произошёл в 1928 году. Он был пожалуй самым разрушительным, т.к. унёс с собой много бесценных сведений и трактатов о древнем у-шу и искусстве врачевания. Но традиция продолжала жить вместе с монахами, которые рассеялись по Китаю. История узнала многих великих мастеров, способности которых часто выходили за рамки обычного и в результате появлялись всё новые легенды.
Сегодня монастырь восстановлен и принимает посетителей и туристов. Лысые монахи устраивают представления перед всеми желающими за деньги и даже практикуется "обучение" иностранцев, опять же за умеренную плату. Шаолинь-сы стал неким брэндом, визитной карточкой, достопримечательностью Китая и даже бизнесом... Но тот ли самый это "монастырь Молодого леса", сотни лет хранивший и преумножавший удивительные традиции прошлого, культивировавший непревзойдённое боевое искусство и глубокую философию, переживший самые разные испытания и породивший тысячи легенд? Во всяком случае в эту красивую сказку так хочется верить всем практикующим восточные единоборства, так что пусть легендарный Шаолинь живёт как умеет, лишь бы жил.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:52 | Сообщение # 10
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Следует оговориться, что всё-таки у-шу имеет 3 основных направления, лишь одно из которых (хотя и самое известное) называется шаолиньским (см. выше). Кроме него есть ещё уданское (мягкое оборонительное направление) и эмейское (в свою очередь состоящее из нескольких стилей, наиболее яркими чертами которых является мощная работа ног, сродни корейскому тхэккёну и системы болевых точек и бросков, сродни японскому айки-дзюцу).
Сегодня у-шу имеет множество стилей, многие из которых вообще не имеют отношения к боевым искусствам. Это скорее можно охарактеризовать термином "философская гимнастика".
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:53 | Сообщение # 11
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Муай-Тай (Тайский бокс)
Одно из самых жёстких, но и самых популярных современных единоборств. Перевести "муай-тай" можно 2-мя способами - "тайландский бокс" и "свободный бой".
Искусство это зародилось в далёкие времена в государстве Аютия, которое в 1767 году стало королевством Сиам, а в 1934 - нынешним Тайландом. Легенды приписывают ему невероятную древность и прямую связь с индийскими системами боя, но на деле эти данные ничем не подтверждаются. Достоверно известно лишь то, что с XVI века в сиамском войске практиковалось обучение воинов бою голыми руками и ногами. Особенно выдающиеся бойцы ценились настолько, что их зачисляли в королевскую гвардию и присваивали дворянский титул. Также искусству боя обязательно обучались члены королевской семьи. Истории рассказывают о различных королях, настолько любивших кулачные бои, что они гримировались под простолюдинов (королевская личность считалась неприкосновенной) и участвовали в поединках вместе со своими подданными.
Одним из самых легендарных бойцов этого стиля считается Най Кханом Том. В 1774 году бирманский король решил устроить праздник, в программу которого входили соревнования бойцов. Начинались поединки с боёв бирманских мастеров против захваченных сиамских пленников. Первым на бой вызвался ничем не примечательный тайский пленник, утверждавший, что он знаток кулачного боя. Перед началом поединка таец пустился в пляс вокруг своего противника. Этот танец называется "рам муай" и служит одновременно разминкой и ритуалом уважения к противнику и публике. Бой закончился, не успев начаться. Бирманский мастер был повержен, но победу тайцу не засчитали, решив, что он сбил с толка соперника своим необычным танцем. Най Кханом Тому пришлось победить ещё десяток воинов, пока потрясённый бирманский правитель не предложил пленнику свободу и награду на выбор: деньги или прекрасных девушек. Таец без колебаний выбрал девушек, объяснив, что деньги ему найти гораздо проще
Тайская система боя была очень жёсткой (впрочем, в те жестокие времена воины любой страны вряд ли занимались балетом), известно много случаев, когда тайские воины, утратив в бою оружие, продолжали сражаться голыми руками и оставались живы и здоровы. Муай-тай был очень популярен на своей родине и состязания по нему проводились повсеместно, это к тому же поощрялось властями.
В 1929 году тайский бокс стал приобретать современные черты (появились перчатки, весовые категории, разрешалось бинтовать ноги, ввели судью и рефери, бой поделили на раунды). Согласно новым правилам, были запрещены борцовские приёмы (захваты, броски), удары головой, в пах, атака лежачего соперника, разрешили сдаваться (что раньше осуждалось - бой продолжался либо до явного нокаута, либо до смерти).
Бум муай-тай в Европе начался после того, как его мастера в марте 1977 года одержали в Бангкоке решительную победу над кикбоксёрами (хотя бои велись по правилам кикбоксинга) и, в том же году, в мае, над каратистами. Сейчас муай-тай широко распространён по всему миру, но центр его и лучшие мастера по-прежнему находятся в Тайланде.
Жёсткость этого вида обусловлена наличием таких ударов, как локтями и коленями, усиленной набивкой голеней и ступней, тяжёлыми боксёрскими ударами рукой, причём всё это происходит в полный контакт без защитного снаряжения (как в том же тхэквондо WTF), кроме, разве что, капы и перчаток. Отголосок борцовских элементов всё-же остался: бойцам разрешено толкаться, "вязать" руками удары, хватать друг друга перчатками за голову и выводить из равновесия с жёстким добиванием.
В отличие от традиционных восточных единоборств, муай-тай практически не связан с буддийской религией, зато очень тесно связан с разными магическими ритуалами, суевериями и древней мифологией.
Муай-тай подразделяют на 2 основных стиля: муай-лак и муай-киеу. Первый сегодня довольно редко встречается, внешне он довольно прост и жесток, несёт пережиток древности, когда главным считалось быстро сломать врага, не обращая внимания на внешнюю форму или боевые хитрости. Тогда как второй напротив, построен на финтах и уловках, но более мягким его всё равно не назовёшь.
Поединки проходят под традиционную тайскую музыку, представленную яванским кларнетом (пи джава), двойным барабаном (клонг кэк), металлическими цимбалами (шинг) и тайским барабаном (конг).
Муай-тай, благодаря своей эффективности, прижился сейчас во всём мире, даже на территориях, традиционно практикующих собственные единоборства. Но и здесь в последнее время наблюдается всеобщий процесс "оспортивливания", когда на смену искусству приходит просто спорт.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:55 | Сообщение # 12
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Сават
По-французски это слово означает "старый стоптанный башмак", а в переносном смысле - "бродяга, оборванец". Так назывался старый французский метод рукопашного боя. В нём широко использовались ноги, но били ими в основном ниже пояса, считая даже удар в пах уже достаточно высоким, в ударах руками же совсем не использовался кулак, били разными частями ладони и пальцами. Удары не отличались силой, но зато были быстры и точны.
Сават практиковался низшими слоями французского общества (что видно из названия) - ворами, бродягами, батраками, грузчиками и т.д. Временем его возникновения считается конец XVII - начало XVIII века. Его расцвет наступил примерно сто лет спустя, но начиная с 50-х годов XIX века популярность савата резко пошла на убыль в связи с возникновением "французского бокса" (см. далее).
Сават происходил от фехтования, ведь оно употребляло не только шпагу, но и вспомогательное оружие для свободной руки (кинжал, кортик) и действия ногами.
Распространился сават благодаря так называемым "браво" или "эскримеро" - бродячим мастерам шпаги, плаща и кинжала, выполнявшим за деньги всякую грязную работёнку (наёмные убийцы, шпионы, платные учителя фехтования).
Сегодня сават существует скорее как традиция, а не как самостоятельное боевое искусство, но, тем не менее, есть группы людей, старающихся поддерживать эту традицию на плаву. Одним из них являлся граф Пьер Барузи (1897 - 1994). А самой известной такой группой является организация Мишеля Ниссо, ставящая своей целью сохранение и развитие старинного боевого искусства французов.

Французский бокс
В 1830 году Шарль Лекур, один из мастеров савата (см. выше), занимавшийся ещё фехтованием и английским боксом (тут, думаю, можно не пояснять smile ), решил создать собственную систему единоборства. Главная его идея заключалась в соединении французской техники ног (т.е. савата) с английской техникой рук в перчатках (т.е. бокса). В то время восточные единоборства по-прежнему оставались восточными, поэтому Лекур считал свою задумку оригинальной))
С этой целью он направился в Лондон, в известную боксёрскую школу, прихватив с собой младшего брата Губерта и двух специально приглашённых из провинции мастеров савата. Именно там, в Англии, и зародилась, а затем шлифовалась новая система, получившая простое и логичное название "французского бокса"))
В самой же Франции она получила распространение лишь в 50-е годы. Самым известным деятелем французского бокса считается Жозеф Шарлемон (1839 - 1929), завершивший работу по формированию ф. бокса, начатую Ш. Лекуром.
После Первой мировой войны популярность французского бокса начала снижаться под натиском бокса классического (английского) - более зрелищного в плане спортивных поединков и всё того же савата, который был более эффективен как система самозащиты.
Неизвестно, чем бы всё закончилось, но мода на хлынувшие с Востока тамошние единоборства всколыхнула во французах патриотическую волну увлечения собственными традициями. Сегодня существует национальная и международная федерации французского бокса, регулярно проводящие чемпионаты Франции и Европы.

 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:55 | Сообщение # 13
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Каляри-ппаятт
Одно из самых древнейших боевых искусств мира, сохранившихся до наших дней. Считается многими чуть ли не родоночальником всех восточных единоборств, до сих пор практикуется в Индии, где оно и возникло в незапамятные времена. На языке малаяли (язык дравидов, темнокожих коренных жителей субконтинента, обитавших здесь ещё до прихода ариев) "каляри" значит "священное место", слово же "ппаятт" переводится как "боевые приёмы". Таким образом, сам термин можно перевести как "бой на священном месте", что связано с интересной особенностью тренировок: их никогда не проводят на открытой площадке.
Это обусловлено двумя причинами: во-первых для укрытия от посторонних нежелательных взглядов, во-вторых - хоть какое-то спасение от жары (в Индии на улице куда как жарче, чем в помещении ). Как правило, помещение представляет собой специальный котлован, с крышей из пальмовых листьев и стенами, которые часто обкладывают камнем.
В зале необходима особая манера поведения, полная ритуалов древности. Учитель (гурукал) обладает непререкаемым авторитетом и постоянно ведёт тренировки, состоящие из 4-х основных частей: метхотхари (разминка и разогрев, занимающий большую часть тренировки), колтхари (упражнения со старинным оружием), ангатхари (упражнения без оружия, к ним переходят только после овладения оружием в достаточной степени) и верамкхари (учебные поединки, бывают трёх типов: безоружный против вооружённого, оба вооружённые одинаковым оружием и разным оружием).
В каляри-ппаятт различают Южный и Северный стили. В северном много прыжков, ударов ногами, длинных выпадов, стойки скованные, закрытые, ударные конечности не распрямляются до конца. В южном стиле, более древнем и более жёстком, кулак используется редко, в основном работают открытой рукой, ударов ногами и прыжков меньше, чем в северном, движения чаще круговые, обводящие.
Мастер каляри-ппаятт, помимо владения оружием и собственным телом, обязательно является искуссным врачевателем, костоправом, массажистом и знатоком нервных центров человеческого тела. Также используются экстрасенсорные, магические и обрядовые практики.
Во всём, что касается каляри-ппаятт, чувствуется древность и мудрость, прошедшая через тысячелетия. Тем более ценен этот вид единоборств как фольклорное наследие человечества.
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:56 | Сообщение # 14
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Капоэйра
Оригинальное боевое искусство, созданное в XVII-XVIII веках чернокожими рабами, вывезенными из Африки для подневольного труда на плантациях в Бразилии.
Капоэйристы принимают в бою очень низкую и широкую стойку, при этом постоянно перемещаясь из стороны в сторону - это напоминает танец и называется "джинга". Для атаки используются в основном ноги, выпады и подсечки имеют очень большой радиус атаки, правда и зона поражения сильно смазана. Руки используются в основном для опоры - это отголосок невольничьего прошлого, когда рабов перевозили со связанными руками. Такой связанный раб мог в один момент упасть на землю, провернуться на сцепленных руках, сбивая конвой с ног, затем вскочить и либо попытаться добить лежачих ногами, либо просто скрыться в джунглях. Нынешняя капоэйра чаще практикует обмен ударами без падения, но это уже влияние восточных единоборств.
Поскольку рабам запрещалось практиковать любые физические дисциплины, они исхитрились замаскировать тренировки под ритуальные танцы. Это и является главной "фишкой" капоэйры - всё построено как игра, танец, праздник. Тренировка проходит под фольклорную музыку, музыканты - сами капоэйристы (правда сегодня спортзалы оборудованы магнитофоном biggrin но всё же периодически ребята берутся и за инструменты). Акробатика здесь является неотъемлемой частью, много сложных амплитудных и инерционных движений. "Спарринг" проходит в условном кругу и называется "рода". Бойцы практически не касаются друг друга (если только подсечками и подножками), поэтому всё это действо имеет мало общего с боевыми искусствами.
Капоэйру можно условно разделить на карнавальную и боевую, но намного чаще встречается карнавальная, она набирает в мире всё большую популярность и уже считается модным видом "фитнеса".
Также в капоэйре используется работа с оружием. Есть и специальные виды, созданные для этого единоборства. Оружие, как это ни парадоксально, держат не только руками, но и ногами... В старину на праздники рабы устраивали кровавые ритуальные бойни. Входя в экстаз, чему немало способствовала музыка и подпевающая толпа, бойцы могли до полусмерти исполосовать друг друга ножами в процессе боевого танца. Сегодня эта традиция забыта, хотя кто знает, что творится в непроходимых джунглях Бразилии))
Долгое время капоэйра, даже с концом эпохи рабовладельчества, являлась атрибутом тайных мистических и этнических союзов. Есть даже таинственные, скрытые от посторонних виды капоэйры, где используется чёрная магия, сродни вуду, и зловещие обряды.
Как спорт, капоэйра стала оформляться в 30-е годы XX века. С 1932 годы мастер Бимба начал преподавать её в Региональном центре физкультуры в Сальвадоре. Вскоре она была признана Национальной конфедерацией бразильского спорта. Конечно, в отличие от карнавального варианта, в спортивной капоэйре поединки проходят с ощутимым контактом, но всё же по жесткости не дотягивают до большинства боевых искусств. Кроме карнавального и спортивного, есть и боевой раздел. Там изучаются варианты противостояния одного против нескольких, безоружного против вооружённого и (главная фишка) - связанного против свободного. В последнем аспекте капоэйре нет равных, но в остальном по боевой эффективности она не дотягивает до тех же восточных единоборств. Да и к тому же она имеет много ограничений - спортсмен должен быть в превосходной форме, должен быть достаточно молод и силён, больным и слабым тут нет места, тогда как в основном именно они и нуждаются в защите. Во-многом поэтому капоэйра больше мужской спорт, хотя, как уже упоминалось, в качестве фитнеса она популярна и среди женщин.
Несмотря на снятие рассового барьера, в капоэйре по-прежнему лидируют чернокожие спортсмены.
Во-многом капоэйра - уникальное явление. Это, пожалуй, единственное боевое искусство, получившее огромную популярность только благодаря собственным источникам и самобытности. Все единоборства Евразии так или иначе прошли через обмен опытом, тогда как капоэйра, благодаря изоляции, выросла самостоятельно (у белых хозяев рабы если и могли чему научиться, то только боксу да фехтованию, но у капоэйры явно другая база, а с местными индейцами они не общались. Также не удаётся проследить её корни на Африканском континенте, за исключением отдельных и мелких племенных традиций, которые явно не могли послужить капоэйре даже вдохновением).
Капоэйра сегодня условно делится на 2 стиля: "ангольский" и "региональный", но это современная градация, раньше это было единое искусство с едиными корнями.
Это весьма ценная с фольклорной точки зрения культурная традиция, так что заносим её в наш списочек))
 
northerДата: Среда, 15.08.2007, 14:57 | Сообщение # 15
Аккордеон
Группа: Администраторы
Сообщений: 1150
Репутация: 22
Статус: Offline
Вьет-Во-Дао
Или Вовинам-Вьетводао - самый известный вьетнамский стиль боевых искусств (Во-Дао или Во-Вьетнам). Основал его в 1938 году мастер Нгуен Лок (1912 - 1960). Для разработки и систематизации техники он использовал как старинные вьетнамские стили рукопашного боя, так и многие из иностранных единоборств (дзю-до, карате и т.д.).
В ближнем бою предпочтение отдаётся ударам локтями, коленями и головой, подножкам, болевым приёмам и броскам, на дальней дистанции - кулаки, пальцы, стопы. Широко используются подсечки и боевая акробатика, особенно излюбленный её вид - "ножницы" ногами (донг-чан), когда боец подбивает или захватывает противника ногами по всем уровням - от стоп до головы. Известно более 20-ти вариантов таких "ножниц", в том числе с запрыгиванием на шею более высокому противнику. Следовательно, важное значение придаётся укреплению ног и развитию гибкости.
Также особое значение на тренировках уделяется духовному укреплению через физическое воспитание (когда-то повсеместное явление на Востоке, но с современной "спортивной" тенденцией всё реже встречающееся).
 
Фолк-форум » Основной раздел » История и культура » Единоборства народов мира как культурные традиции
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Мини-чат. Доступен для гостей ;)

Самые общительные
Новые сказания
Новые файлы
Новые статьи
  • Что такое сантехника?
  • Что такое бойлер?
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • мазь от грибка ногтей о...
  • тинедол
  • тинедол цена москва
  • мазь тинедол цена
  • tinedol аналоги
  • classical music concert...
  • Cats n
  • unmonitored generic clo...
  • atlasFleft
  • Viagra En Farmacias Sim...
  • Viagra Generico In Euro...
  • Viagra Online Canadian ...
  • Cialis 5 Mg Once A Day
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Down load info
  • Наше будущее в наших ру...
  • Наше будущее в наших ру...
  • Объявления о спецтехник...
  • Что такое камень?
  • Что такое спа?
  • Кинология
  • Вакансия
  • Что такое озонатор?
  • Что такое натяжной по...
  • Что такое ремесло?
  • Форекс
  • Пиломатериал
  • Что такое остров?
  • Что такое остров?
  • Новый год с коллектив...
  • Диван
  • Диван
  • Инструмент
  • Что такое ламинат?
  • Что такое аренда?
  • Париматч
  • Что такое волосы?
  • 111111111
  • Copyright Folkportal © 2017