Folkportal "Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному,-
Потому свято-Русь-земля всем землям мати."
(c) Голубиная Книга
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: adonaya, Шишкибо, Торстэин 
Фолк-форум » Тематические музыка, кино и театр. » Национальные музыкальные инструменты » Национальные музыкальные инструменты. (эх, раз, ещё раз, да ещё.......)
Национальные музыкальные инструменты.
СкоморохинДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 1
Смык
Группа: Проверенные
Сообщений: 439
Репутация: 6
Замечания: 0%
Статус: Offline
...набрёл на статью Сергея Владимирского про музыку хантов вот здесь

О ЧЕМ ПОЕШЬ, НАРС-ЮХ?

Сергей Владимирский
МИР СЕВЕРА

Автор этой статьи Сергей Владимирский - уникальный исследователь, музыкант, коллекционер. Круг его интересов в прямом смысле слова безграничен - это весь мир. Музыка народов планеты, музыкальные инструменты, музыкальные традиции - все это жизненное пространство Сергея Владимирского. Подумать только: в его персональной коллекции около 450 музыкальных инструментов, большинство из которых или никогда ранее не появлялись в нашей стране, или, будучи исконно российскими, оставались практически не известными самим россиянам. Но самое главное - Сергей сам играет на любом из этих инструментов! В его руках звучат не только скрипки, арфы, флейты - сама география оживает, благодаря редкому таланту: и вот вы уже в Якутии и на Кавказе, в Бразилии и Ставропольском крае, в Шотландии и на Алтае, в Австралия и на Аляске… Книги, статьи, заметки Заслуженного работника культуры Российской Федерации Сергея Владимирского помогают читателям лучше понять жителей неведомых краев, их нравы и обычаи. А год назад за путешествиями Сергея мы получили возможность наблюдать с помощью телевидения, благодаря еженедельной передаче "Странствия музыканта", где Владимирский и автор и ведущий.

"Эх, сколько снегу-то за ночь понамело" - подумал Василий, пробираясь на снегоступах к медвежьей берлоге, где он еще осенью оставил метки. Место было тогда уже приготовлено - медведь натаскал веток и таежного мусора и, видать, уже готов был к зимней спячке.
С Василием шло еще шестеро хантов, которые, как и он, старались, упаси боже, не произнести случайно "запретных слов". Медведя нужно было называть не иначе как "дедушка" или "великий зверь", а охотничье ружье обычно именовали "палкой" - так требовали тотемные традиции, которые свято соблюдали с незапамятных времен ханты или "арьяхи", что, впрочем, было одно и то же, потому что оба эти слова означали - "люди".
"Человек - это звучит гордо!" - вспомнил Василий слова классика. Да, гордо, но только лишь для людей твоего племени. Татарские ханы, полонив Сибирь, называли хантов унизительным именем - уштяки или остяки - дикари, варвары. Им было все ненавистно в этом народе - традиции и обряды, "нелепый" язык, а больше всего раздражали две вещи - музыка и песни. Народ-завоеватель, воспитанный на звуках боевых барабанов и труб, буквально, "узлом завязывался", услышав хантыйские песни-сказы о мифических богатырях, которые вместо того, чтобы драться и лить кровь, передвигали утесы и направляли реки, чтобы дать людям, умирающим от жажды, напиться и развести сады, чтобы счастлив был народ остяцкий…
…Остяками называли хантов и ближайших их соседей манси (да, что там соседей, братьев!) и русские, прогнавшие татар из Сибири, и утвердившиеся на богатых родовых землях хантымансийских предков. Эти были добрее, но, как и их предшественники, мягко говоря, не любили хантымансийской музыки и песен. Русский лад, совмещенный с византийской традицией, с многоголосьем, с акустикой русских полей и просторов, с богатырским пением под былинный аккомпанемент звончатых гуслей, никак не вязался с шаманскими напевами ханты и манси, а тем более с их дьявольскими, "басурманскими" музыкальными инструментами.
Справедливости ради, стоит вспомнить, что на Руси и к своим музыкальным инструментам не всегда относились с должным пиететом. В 1648 году царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, написавший указ-трактат о правилах соколиной охоты, издал еще один указ - о борьбе со скоморохами, "дьявольским исчадием, ввергнувшим Русь в бесчинство и разврат, в прелюбодеяние и безбожие".
Скоморохи - порождение язычества - знать не знали, и знать не хотели новых правил, установленных церковью. Они поклонялись, как и прежде языческим богам - Ярилу, Даждьбогу и Волосу, а законных правителей публично высмеивали на площадях "в масках скоромных, песнями бесстыдными, жестами неприличными с игрой на инструментах музыкальных - истинно сосудах диавольских!"
Россия всегда была Россией - во все времена, даже когда Россией и не называлась. Отличительной чертой нынешних и стародавних россиян была бескомпромиссная решительность и удалая бесшабашность, что свидетельствовало о цельности натуры. Не был исключением и Алексей Михайлович Тишайший - отец будущего императора Петра Великого, компенсировавшего сполна нерешительность и застенчивость своего родителя. Но хоть и был задумчив и медлителен царь Алексей, зато быстры на расправу были его приближенные. Буквально в день появления указа о борьбе со скоморохами в крупных городах запылали костры из реквизированных у бродячих музыкантов инструментов. Зеваки, спешившие на зрелище, были явно разочарованы - музыкальные инструменты, сделанные из прекрасно высушенного дерева, сгорали в один миг, а вместе с ними сгорали и воспоминания о самих скоморохах - народных музыкантах, подлинных профессионалах, которые были уникальными синтетическими актерами-импровизаторами - и поэтами, и композиторами, и танцорами, и акробатами, и кукловодами, и дрессировщиками медведей, слагателями былин и сказок, и чуть ли не "Слова о полку Игореве"…
Лишь через два с лишним века великий русский музыкант-просветитель Василий Андреев совершит попытку сделать невозможное и восстановит древний русский инструмент - балалайку. А сколько уникальных и неповторимых инструментов было безвозвратно утеряно!
А вот ханты и манси сумели сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которые никогда просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определенным ритуалом, с тотемом, и говорил голосом предков, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми.
Поэтому мужчины ханты и манси - прирожденные охотники - вынуждены были, чтобы не обидеть своих предков, называть зверя, на которого охотились, другими именами и делать вид, что они в сущности, не виноваты в смерти тотемного животного. Начиналась охота с церемоний или заговоров, порой с приглашением шаманов, чтобы убедить, к примеру, медведя, в том что люди не желают ему зла. Заговаривали и ружье, которое по тем же тотемным соображениям называли "палкой" и считали, что именно "палка" виновата, что ударила по голове "когтистого старика". Убив медведя, целовали ему голову и шептали в ухо: "Мы тебя „уронили", но мы не виноваты. Другой виноват, кто выдумал железную палку. Порох и свинец сами не делаем - купец продал. Его и ругай".
Когда тушу медведя из тайги на нартах доставляли в деревню, начинался самый любимый праздник, на который приглашали гостей со всей округи, говоря: "Великий зверь тебя мало видел, приходи, покажи себя перед ним". Гости приходили не с пустыми руками, каждый должен был принести медведю какой-нибудь подарок - монетку, щепотку соли, ленточку из ткани или кусочек сахару.
Но самое интересное начиналось потом, когда, отведав мяса священного зверя, гости и хозяева пели, плясали и играли на музыкальных инструментах. Вот это было зрелище! Кто не умел петь и плясать, рассказывал сказки и истории, а признанные мастера, взяв в руки нарс-юх (это у хантов) или сангкультап (это у манси) заводили песню. Под эту песню мужчины-охотники, надев маски из бересты, затевали пляску, в которой воспроизводились все эпизоды охоты. В финале пляски на "медведя" нападал "журавль", таким образом, отводя от людей всякие подозрения в злом умысле.
Но что такое нарс-юх или сангкультап? Ну, конечно же, музыкальный инструмент, но не простой, а особенный. Такой мог возникнуть только лишь в охотничьей среде, потому что является прямым потомком лука. Есть предание о том, как пошел раз охотник на охоту и увидел оленя с золотыми рогами. Взял он стрелу, натянул тетиву и только хотел выстрелить, как олень заговорил с ним человечьим голосом: "Не стреляй, добрый охотник! Что тебе проку в моей гибели? Лучше послушай, как поет тетива твоего лука, она расскажет людям о твоей доблести и о подвигах славных богатырей, запоет голосами птиц и зверей и заставит танцоров плясать до упаду, она принесет в каждый чум, в каждую юрту свет и радость, и люди будут благодарны тебе". Подумал охотник, да и отвел лук от оленя с золотыми рогами и выстрелил в воздух. Запела тетива пуще прежнего, да на разные лады. Больше охотник этот лук с собой на охоту никогда не брал, а брал его в руки лишь тогда, когда собиралась его родня и гости, когда все пели, танцевали и веселились.
Формой своей нарс-юх (в переводе с хантыйского "играющее дерево") похож на лодку. Корпус у него долбленый, сверху прикрытый еловой декой, на которой вырезан крест - резонаторное отверстие. Длина инструмента обычно колеблется где-то около метра. У нарс-юха или сангкультапа три или пять жильных струн из кишок лося или оленьих сухожилий. Иногда в наши дни можно встретить и инструменты с металлическими струнами. Струны закрепляются одним концом на остром краю нарс-юха (сангкультапа), а другим концом крепятся на деревянной перекладине внизу инструмента. Натягивают струны с помощью "барашков" - маленьких деревянных палочек или птичьих костей.
Нарс-юх (сангкультап) - инструмент сугубо мужской, женщины к нему не прикасаются. Да и песни, которые поются под его аккомпанемент - песни мужские о подвигах легендарных богатырей, эпические былины - тарнын-ары. Есть и другие песни, которые некоторые шутники называют "Что вижу, о том пою!" - песни импровизационные. Темой их становятся события, происшедшие с самим певцом, пропущенные через его душу и сердце. Это большое и нелегкое искусство - слагать и стихи и музыку одновременно - не каждому под силу! Здесь нужно умение и талант. Мало быть искусным поэтом, надо быть еще и виртуозным музыкантом. Не верите? Попробуйте сами. Пожалуй, две-три фразы, сопровождаемые хохотом друзей, у вас получатся. Но не более. Фантазия же хантымансийских песнопевцев-импровизаторов заставляет зрителей с замиранием сердца слушать пение любимых исполнителей в течение нескольких часов подряд! Звуки нарс-юха или сангкультапа способны заворожить любого, будь это человек, зверь или птица.

инструментом была бы арфа? А вот у манси один из любимейших - многострунный тор-сапль-юх, угловая арфа в форме длинношеего журавля. В переводе с манси на русский тор-сапль-юх значит "журавлиная шея из дерева". Корпус тор-сапль-юха долбленый, закрытый деревянной декой, он загибается вверх и переходит в шейку грифа, украшенную резьбой в виде птичьей головы. На шейке грифа укрепляются колки по количеству струн, а струн у тор-сапль-юха может быть восемь или девять из меди или бронзы. Играют на тор-сапль-юхе двумя руками: левой - мелодию, а правой защипывают одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие мелодии особую значимость и торжественность. Тор-сапль-юх звучит негромко и мелодично, его голос удивительно сочетается с голосом народного сказителя, без песен и сказок которого не обходится ни один праздник у манси. "А что же ханты?" - спросите вы. Спешу вас успокоить, подобный музыкальный инструмент есть и у хантов. Он не только выглядит похожим на своего мансийского собрата, но и называется почти так же - тоор-сапт-юх.

Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелегкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и более того многострунным. На следующей ступени стоят инструменты смычковые - они сложнее и по конструкции и по характеру извлечения звука.
Такова нерьпь - мансийская скрипка овальной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. У нерьпи всего лишь одна струна, сделанная из конского волоса или из сухожилий лося . Но зато как она звучит, как плачет, как передает все оттенки человеческого голоса! Играют на нерьпи смычком в форме лука, причем канифоль - сосновая смола - тут же под рукой - на задней стороне корпуса скрипки! При игре нерьпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам, иногда раскачивая инструмент навстречу смычку.

Самым древним у хантов и манси считается тумран - деревянный или костяной пластинчатый инструмент, который прижимают к зубам и, дергая указательным пальцем правой руки за нитку, привязанную к язычку, заставляют звучать, да так, как будто звучит само северное сияние. Голос у тумрана - магический и завораживающий, недаром ханты и манси всегда считали, что тумран отгоняет злых духов и излечивает больных… Играют на тумране и взрослые и дети, а вот у человека пришлого, чужого, не знающего секретов тумрана, игра не получится, как бы он ни старался! Сам звук у тумрана тихий, почти не слышный. Если прислонить его к зубам, звук усилится, но все равно не будет такой, как надо. А как надо? Да вот так - надо начать дышать настолько сильно, чтобы язычок тумрана оказался в своеобразной аэродинамической трубе. Тогда его слабый от природы звук слетит с уст исполнителя и помчится дальше. Раньше тумран использовали в качестве аккомпанемента, когда пели песни. В наши дни появляются ансамбли тумранистов, в которых одновременно могут звучать несколько тумранов….
… Увлекшись рассказом о хантских и мансийских музыкальных инструментах, я как-то совсем забыл о Василии со товарищи. В тайге же тем временем все шло своим чередом: собаки оглушительно лаяли, пытаясь вцепиться бурому "хозяину тайги" в нижнюю часть спины, охотники готовили рогатины и "палку". А в селении ждали охотников с добычей и доставали из заветных мест и нарс-юх, и тоор-сапт-юх, и нерьпь, и сууп-тумран (тумран, сделанный из кости). Вот только гостей пока не приглашали, чтобы, не дай бог, не сглазить…

Рисунки Сергея Владимирского


...и всё равно...
...мне всё равно...
...всем всё равно...
...а чему равно всё?...


Сообщение отредактировал Скоморохин - Суббота, 15.05.2010, 04:23
 
CailleachДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 2
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1653
Репутация: 20
Замечания: 0%
Статус: Offline
КАЗУ (от англ. kazoo) — американский народный музыкальный инструмент, применяемый в музыке стиля скиффл (skiffle).
Казу представляет собой небольшой металлический или пластмассовый цилиндр, сужающийся к концу. В середину цилиндра сверху вставлена металлическая пробка с мембраной из папиросной бумаги. Исполнять музыку на казу очень легко — в него надо просто петь, а бумажная мембрана изменит ваш голос до неузнаваемости.


Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.
 
misterkeksДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 3
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1545
Репутация: 12
Замечания: 0%
Статус: Offline
Cailleach, )))) забавная вещь...

посвистывая, сворачивая горы...
 
CailleachДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 4
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1653
Репутация: 20
Замечания: 0%
Статус: Offline
Более чем)

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.
 
misterkeksДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 5
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1545
Репутация: 12
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (Cailleach)
американский народный музыкальный инструмент


biggrin


посвистывая, сворачивая горы...
 
CailleachДата: Суббота, 15.05.2010, 04:23 | Сообщение # 6
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1653
Репутация: 20
Замечания: 0%
Статус: Offline
Тебя это веселит?))))

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.
 
misterkeksДата: Суббота, 15.05.2010, 04:24 | Сообщение # 7
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1545
Репутация: 12
Замечания: 0%
Статус: Offline
Cailleach, мерика появилась не так давно... ну нет у них нац инструментов... не должно быть(

хотя.... народный саксафон)))


посвистывая, сворачивая горы...
 
Фолк-форум » Тематические музыка, кино и театр. » Национальные музыкальные инструменты » Национальные музыкальные инструменты. (эх, раз, ещё раз, да ещё.......)
Страница 1 из 11
Поиск:

Мини-чат. Доступен для гостей ;)

Самые общительные
Новые сказания
Новые файлы
Новые статьи
  • Что такое сантехника?
  • Что такое бойлер?
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • Яна Соломко похудела - ...
  • Alergyx – средство от а...
  • мазь от грибка ногтей о...
  • тинедол
  • тинедол цена москва
  • мазь тинедол цена
  • tinedol аналоги
  • classical music concert...
  • Cats n
  • unmonitored generic clo...
  • atlasFleft
  • Viagra En Farmacias Sim...
  • Viagra Generico In Euro...
  • Viagra Online Canadian ...
  • Cialis 5 Mg Once A Day
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Down load info
  • Наше будущее в наших ру...
  • Что такое камень?
  • Что такое спа?
  • Кинология
  • Вакансия
  • Что такое озонатор?
  • Что такое натяжной по...
  • Что такое ремесло?
  • Форекс
  • Пиломатериал
  • Что такое остров?
  • Что такое остров?
  • Новый год с коллектив...
  • Диван
  • Диван
  • Инструмент
  • Что такое ламинат?
  • Что такое аренда?
  • Париматч
  • Что такое волосы?
  • 111111111
  • Copyright Folkportal © 2017