Обряд, его значение в жизни общества - Фолк-форум
Folkportal "Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано."
(с) Царь Давид
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Фолк-форум » Основной раздел » Обряды и праздники » Обряд, его значение в жизни общества (раскрывает такие понятия как обряд и традиция)
Обряд, его значение в жизни общества
adonayaДата: Среда, 08.02.2012, 16:48 | Сообщение # 1
Баян
Группа: Модераторы
Сообщений: 1641
Репутация: 21
Замечания: 0%
Статус: Offline
Данная тема раскрывает такие понятия как обряд и традиция, для их более глубокого осмысления.
В основе раскрытия темы лежит мировоззрение наших предков до принятия христианства, когда все праздники имели строго отведенное время, а не привязывались к светлому Христову празднику Пасхе. А само Рождество праздновалось не как Рождение Христа, а как появление на небе молодого Солнца. Человек чувствовал себя неотделимой частью природы, и весь его жизненный ритм был подчинен этому. Он засыпал с солнцем и с солнцем просыпался. Он поднимал к нему руки и просил о самом сокровенном.
Солнце – высшее божество славян и до настоящего времени солярную символику можно увидеть даже в современных украшени-ях и на современной одежде.
АРХАИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА.

Праздник – прекрасное время бытия. Для современного человека это время, когда спадает груз забот повседневной жизни. В свои права вступает время приятных хлопот – ожидание гостей, посещение друзей и родственников, радостное застолье и отдых от рабочего ритма жизни.
Совершенно иначе относились к ним наши предки. Для них праздник, прежде всего, являлся опасным временем бытия, когда мир находится на грани разрушения, и только от человека зависело, сохраниться ли он. Обращаясь к природе, наши предки прилагали максимум усилий для того, чтобы помочь этому миру сохраниться.
Наш мир представляет собой единый комплекс, состоящий из человека и природы, который подчинен одному закону – закону бытия.
Основные этапы развития человека: рождение, свадьба (напол-нение жизненной силой), смерть. Основные этапы развития мира: рождение (весна), наполнение жизненной силой (лето), увядание (осень), смерть (зима).
Но все этапы, касающиеся развития природы, имеют условный характер. Для того чтобы сохранить мир и возродить его к жизни, проводились обрядовые действа.
Мы все живем в той или иной культуре, но мало кто владеет полной информацией о ней, не говоря уже о культуре всемирной. Обычно человек, кроме своих индивидуальных знаний и представле-ний, владеет некоторым базовым, основным для данной культуры набором воззрений, определяющих его принадлежность к ней. Он получил в науке название «МОДЕЛЬ МИРА».
«МОДЕЛЬ МИРА» – представление о мире внутри данной традиции. Наиболее распространенным воззрением на устройство мира в народной традиции является представление о Мировом Древе.
Дерево жизни – мировая ось, центр мира и воплощение миро-здания в целом. Оно соотносится со всеми тремя мирами: подземным, земным и верхним – небесным, и как бы соединяет их между собой.
Верили, что крона Мирового дерева достигает небес, вершина его связывалась с Богом и Солнцем, а корни спускаются в преисподнюю. Это верование отразилось в сказочном сюжете о дереве, по которому человек попадает на небо Во время праздника границы дерева мира нарушаются, мир мак-симально возвращается к своему первозданному хаотическому со-стоянию.
Двигаясь по бесконечным кругам времени, мир изнашивается, подобно тележному колесу, вращающемуся на истирающейся оси. В этом движении он проходит, своего рода промежуточные критические точки, каждая из которых чревата катастрофой.
Для наших предков основные праздники – это переходные моменты, они опираются на фазы солнечного цикла.
РОЖДЕСТВО – это праздник нарождения молодого солнца. Начинается с кутьи (обрядовая еда из зерен). Зернышко – символ культа предков, оно вмещает в себя все соединяющие моменты: мы его сажаем в землю (отправляем к предкам), там оно напитывается, дает росток (в жизнь земную), который веточками-листочками поднимается в небо (в божественное пространство) (приложение № 5 «Встреча молодых за княжим столом»).
МАСЛЕНИЦА связана с солнечным циклом – днем весеннего равноденствия.
ТРОИЦА – праздник растительной природы.
ИВАН КУПАЛА – праздник торжества плодородия, слияния мужского и женского начал в божественном смысле. Силы земли и солнца достигают наивысшей точки.
Наиболее отчетливо в качестве критических точек просматриваются рубежи старого и нового года, точнее – периоды, соотносимые с зимним солнцестоянием, когда минимален световой день, а солнце, кажется, колеблется, уйти ему совсем из мира или вернуться, а также с весенним равноденствием, когда борется зима с весной, и неизвестно кто одержит победу? Это самое опасное в году время, период неопределенности и непредсказуемости, когда границы материального и духовного размываются, и мир погружается в первобытный Хаос, тот нерасчлененный, изобилующий скрытыми возможностями беспорядок, из которого некогда был сотворен мир.

ФОРМУЛА ОБРЯДА
И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ.

«Смыслом бытия традиционного человеческого коллектива в такие периоды становится спасение мира, противостояние хаотиче-скому началу. А способы этого спасения, поддержания устойчивости строения Космоса и его обновления хранит коллективная память в форме Традиции. Однажды Хаос уже был обуздан, чтобы разбудить действовавшие тогда силы и энергии и направить их на сохранение мироздания. Вполне естественно прибегнуть к воспроизведению первоначального действа, первообраза (архетипа), повторение которого как бы наполняет новой силой, делает творение вновь актуальным.
Архетип воспроизводится в ходе ритуала, который имеет две стороны: действенную, включающую в себя последовательность ритуальных действий, и словесную, связанную с произнесением обрядовых текстов.
Все обрядовые действа – это имитация событий окружающей среды: восхода и захода солнца, грозы, пробуждения силы плодородия (оттепель) и т. д. Она необходима не только для того, чтобы под-черкнуть единство человека с природой, но и для того, чтобы исследовать законы мироздания и углублять свои знания для еще более похожих имитаций, поскольку основная цель обряда – посвятить непосвященных в тайны окружающего мира, научить пользоваться «родственными» отношениями человека и богов».
Как и человек, природа ежегодно проходит один и тот же цикл роста и упадка. Необходимо вывести накапливаемые при функциони-ровании любого организма шлаки. Для этого происходит ежегодная ликвидация грехов, изгнание старого времени. Но все это служит лишь для того, чтобы похоронить ветхое и загрязненное, отслужившее свое время прошлое; оно должно уступить место новому, девственному миру, наступление которого и призван обеспечить порядок. Именно из этого складывалась СТРУКТУРА ОБРЯДА
1 этап: Условно – это «отдача почестей» нынешнему (состоянию, явлению).
2 этап: Ритуальное уничтожение нынешнего, перевод его в бывшее.
3 этап: «Отдача почестей» (создание ситуации эмоционального принятия) новому («будущее» стало «настоящим»).
Другими словами: ЗАЧИН – КУЛЬМИНАЦИЯ – ФИНАЛ.
Психологическая формула обряда.
Его сущность заключается в том, что при накоплении количественной критической массы совершается переход в качество. Все об-ряды содержательно и композиционно построены на «освобождении» от условного мешающего «зла» и обретении условного «добра», овладение желаемым. Но это происходит на символическом уровне. Главное в обрядовом действе – обеспечить нужное влияние на реальные события, отношения.
Любое обрядовое действо только тогда действенно, когда в нем участвуют максимальное количество людей («всем миром»), направляя свою энергетику в одну точку и, тем самым, воздействуя на определенные события. Так ощущали мир наши предки и пытались его сохранить, передав своим будущим потомкам знания в виде традиции.
Чтобы «погрузиться» в обряд необходимо задействовать все анализаторы человека.
Зрительный анализатор – участники обряда, одетые в одежды, определенного цвета и покроя, совершают некие действия.
Слуховой анализатор – все участники обряда поют либо говорят (заговоры, обрядовые песни, ритуальные тексты, чаще ритмизованные, что усиливает воздействие).
Двигательный анализатор – участники обряда движутся определенным способом, как правило, ритмически организованным.
Анализатор вкуса – участники обряда, как правило, вкушают ритуальную пищу, строго определенную для разных обрядов.
Воздействие на обонятельный анализатор в ряде случаев обеспечено включением в обрядовое действо разведения костров, сжигание чего-либо, воскуривания ароматических трав.
Таким образом, воздействие в обряде синкретично.
Усвоение нужного материала усиливается многократно, если в процессе такого усвоения задействован не один анализатор, а не-сколько.
Одним словом, «обряд в традиционных культурах можно пред-ставить как одновременное, параллельное и неразрывное воспроизве-дение архетипического содержания средствами разных языков (кодов): словесного, музыкального, жестов и танца, одежды и ритуальных блюд. Это синтетическое действо напоминает ведущий от него свой род современный театр. Однако имеются некоторые отличия. Во-первых, у обряда иная функция: он призван оказывать влияние на потусторонние сферы, в самом общем смысле – возрождать из хаоса мир» , в то время как театр – рождать в публике эстетическое чувство, пробуждать разные чувства и мысли. Во-вторых, в обряде нет раз-деления на активных исполнителей (артистов) и пассивно воспринимающих зрителей-слушателей – здесь все в той или иной степени со-участники. Обряд (ритуал) – дело всего коллектива, поскольку благополучие этого коллектива прямо зависит от современности, точности и массовости выполнения обрядовых (ритуальных) действий. Другими словами можно сказать, что обряд – это регулировка жизнедеятельности природы и человека.
В ходе исторического развития члены человеческого сообщества постоянно обменивались мыслями и чувствами, пусть даже и выраженными в самой простой форме. В основном общение строилось во-круг наиболее важных проблем существования человеческой общности:
1. Выживания (защиты от внешних сил);
2. Совместной трудовой деятельности;
3. Продолжения рода.
Соответственно постепенно создавались, отшлифовывались формы выражения мыслей и чувств по этим направлениям. После-дующие поколения до определенного времени лишь воспроизводили эти устоявшиеся формы, наполняя их каждый раз оттенками новых содержаний.
Новые содержания взаимодействия вступали в противоречие с архаическими формами взаимодействия. В этих случаях обрядовые действа претерпевали значительные изменения, могли исчезать, погмогли формироваться новые. Но проблема жизни и смерти всегда оставалась актуальной.
Все существующие обряды можно разделить на две группы:
1. КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ
2. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ
Цель календарных обрядов – магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота и т. д. Календарные обряды были двух циклов:
а) связанные с подготовкой урожая (обряды зимнего и весенне-летнего цикла) они воздействовали на плодородие земли с целью обеспечения будущего урожая;
б) связанные с уборкой урожая (обряды осеннего цикла) сопутствовали непосредственно уборке урожая;
С повышением производительности труда вера в магическую силу обряда стала угасать. Он начал превращаться в развлечение. Угасанию магической обрядности в значительной мере способствовало и принятие христианства.
Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.
Критические, переломные и рубежные точки можно выделить не только в годичном круге (солнцестояние и равноденствие) или сутках (утренняя и вечерняя заря, полдень и полночь), но и в человеческой жизни. Таких основных точек три: рождение, свадьба и смерть.
В древности к этим моментам добавлялся еще один: инициация – обряд перехода в категорию взрослых, связанный с ритуальными испытаниями и получением нового имени (переход из одного состояния в другое). С каждой из этих точек был связан определенный ритуал, знаменующий собой переход человека в новый бытийный (жизнь-не жизнь), возрастной или соответственно социальный, общественный статус.
Наибольшее количество обрядовых действ проводилось во время главной критической точки – свадьбы, т. к. она затрагивает не только жизнь отдельного человека, но и общества в целом.
Свадебный обряд, предназначенный для соединения двух особей с целью продолжения рода, осмыслялся язычником в общем мифоло-гическом контексте: жизнь есть бесконечное движение по кругу с процессами смерти – возрождения. Свадьба – это проверка основных ценностей, испытание не только вступающих в брак, их семей, но и всего сообщества в целом, так как новый брак изменяет структуру сообщества и подтверждает, сакрализует новый порядок. Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы, в связи с этим обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды.
Цель продуцирующей магии (от лат. producentis – «производящий») состояла в том, чтобы обеспечить благополучие, прочность и многодетность будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота.
Апотропейная магия (от греч. apotropaios – «отвращать беду») проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, а также самые разнообразные предметы-обереги.
Обряд с его обилием средств выражения призван доказать дей-ственность образного языка, специфичного для данного сообщества, а значит, и правильное функционирование этого сообщества.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА

В легендах разных народов рассказывается о том, как возникла наша Земля и жизнь на ней. Эти легенды иногда очень похожи. В Ведах – священной книге индийцев – об этом рассказывается так: «Воды возникли раньше иных творений. Они породили огонь. Огнем в водах рождено Золотое яйцо. Неведомо, сколько оно плавало в безбрежном и бездонном океане. Из золотого зародыша в яйце возник прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя – землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил стороны света и положил начало счету времен. Так была создана наша Вселенная».
Не кажется ли вам, что вы когда-то слышали похожую историю о золотом яйце? Правильно! Это русская сказка о курочке Рябе, которая снесла пригорюнившимся деду и бабе золотое яичко, а мышка мимо бежала, хвостиком махнула, задела яичко, оно упало и разбилось. Затем Первосущество из собственного тела создало мир («Снесла курочка яичко. Пестро, востро, костяно, мудрено»). Описание времени, когда наступает Хаос звучит так: «… яичко упало и разбилось! Дед плачет, баба плачет, курочка квохчет, дверь скрипит, щепки летят, крыша ходуном ходит…».
Самая полная легенда о происхождении мира – не только в сказках, но и в священных сказаниях славян и руссов: «Книге Коляды», «Книге Велеса», «Голубиной книге» и других.
Все народы знают самого первого Бога – это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Думающий и чувствующий Космос. Он один, и, одновременно, Его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог – един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов». Все, что существует, – лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Все-вышнего, иногда сокращали имя до Вышнего, или еще проще – до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли этого бога Вишну.
Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род. Этот Бог стал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные понятия: природа, родина, родственники.
Этот сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится на небесах. Там обитают боги, которые поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим, и поэтому его имя – Явь. Нижний – мир прошлого. Туда уходили предки. Это – Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.

Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были зависимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они – проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других.
Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино – боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть, люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ

Как представляли себе свой мир наши предки-славяне? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существуют даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей.
Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона – Нижний мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь.
Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и Звезд, другое – для Месяца, еще одно – для Туч и Ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.
О мировом древе.
Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны.
Мировое Древо произрастает сразу в двух сферах – видимой и невидимой – и пересекает, пронизывает все миры и сферы. Оно имеет четыре направления (стихии) и растет как вниз, так и вверх.
Плоды Мирового древа, преображенные впоследствии в райские молодильные яблоки, обладали живительными свойствами. Образ Древа жизни, несомненно, повлиял на веру в целебные деревья.
Мифологическое дерево жизни превратилось в символ гениалогии рода – Родословное дерево, чьи корни принадлежат предкам. Ро-дословное дерево демонстрирует связь поколений. В прежние времена сохранение родословной было значимым для сохранения целостности рода. Важность образа мирового дерева, воплощающего представление об общей картине мира, показывает использование обрядовых деревьев в ритуальных обрядах и заговорах. Символизируя мировую ось, обрядовое дерево во время строительства дома помещалось в центре постройки, было непременным «участником» каждой свадьбы. Отголоски этих обрядов проглядывают и в обычае устанавливать рождественскую елку.

Глоссарий.
АРХЕТИП – воспроизведение первоначального действа в ходе ритуала.
«СО-БЫТИЕ» – совместное бытие в рамках того или иного праздника или обряда.
СИНКРЕТИЗМ – соединение слова, музыки, движения; поведенческие нормы не как дополняющие, «иллюстративные» по отношению к смыслу действа, а как создающие этот смысл.
С течением времени из синкретизма фольклора дифференцируются отдельные жанры и виды искусства. Тем не менее, возрождение фольклора, фольклорной традиции и сегодня связывается с синкретичностью, понимаемой не просто как синтез искусств, но как системное качество, не сводимое к «сумме эффектов».
ТРАДИЦИЯ (от лат. trado, tradition – передаю, передача) – совокупность священных тайн, знаний общества.
Это орудие сохранения духовных оснований, на которых базируется традиционная культура, древних знаний о происхождении, устройстве и судьбах мира и человека, это инструмент, позволяющий воплощать основополагающие принципы во всех сферах общественной и частной жизни людей.
Традиции отведена роль глобального механизма, объединяющего и организующего общество. Ценность традиции обусловлена, прежде всего, ее функциональной направленностью, назначением.
Ядро традиционного предания составляют знания о творении мира, происхождении всех его элементов и о взаимоотношениях ос-новных мифологических персонажей, связанных с разными областями мироздания, стихиями и т. д. Знания эти изложены в мифах, с которыми тесно соотнесены обряды. Причем основная функция мифов отнюдь не сводиться, как мы привыкли считать, к объяснению. Мифологическая традиция заботиться о вещи более важной, нежели простое объяснение мира: о его сохранении.
Передача знаний об устройстве мира и общества последующим поколениям способствует развитию общества в целом. Без этого было бы невозможно никакое дальнейшее движение вперед. Каждому поколению пришлось бы начать все сначала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доля Р. Игры Богов (странные сказки) – М., изд.Амрита-Русь, 2007.
2. Семенова М. Мы – славяне. Популярная энциклопедия. – С-Петербург, изд. «Азбука-классика», 2005.
3. Зуева Т. В. Русский фольклор. Словарь-справочник. – М., «Просвещение», 2002.
4. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия. Учебное пособие. – Москва-Воронеж, 2004.
5. Калашников В. – Боги древних славян, изд. Белый город, 2004.
6. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.


Конь - на обед. Молодец - на ужин. (Комар)


Сообщение отредактировал adonaya - Среда, 08.02.2012, 16:53
 
CailleachДата: Четверг, 09.02.2012, 00:08 | Сообщение # 2
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1653
Репутация: 20
Замечания: 0%
Статус: Offline
Познавательно)

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.
 
adonayaДата: Четверг, 09.02.2012, 19:55 | Сообщение # 3
Баян
Группа: Модераторы
Сообщений: 1641
Репутация: 21
Замечания: 0%
Статус: Offline
Спасибо) Материал собирала из нескольких источников. Планирую открыть еще подобных тем, мало ли, может кому-то пригодится для курсача, диплома или чего еще)

Конь - на обед. Молодец - на ужин. (Комар)
 
CailleachДата: Четверг, 09.02.2012, 21:57 | Сообщение # 4
Гусли
Группа: Проверенные
Сообщений: 1653
Репутация: 20
Замечания: 0%
Статус: Offline
Я тоже думаю выложить кое-какой собранный мной материал. Только вот когда - это вопрос)

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.
 
Фолк-форум » Основной раздел » Обряды и праздники » Обряд, его значение в жизни общества (раскрывает такие понятия как обряд и традиция)
Страница 1 из 11
Поиск:

Мини-чат. Доступен для гостей ;)

Самые общительные
Новые сказания
Новые файлы
Новые статьи
  • Что такое сантехника?
  • Что такое бойлер?
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • Viagra Generico In Euro...
  • Viagra Online Canadian ...
  • Cialis 5 Mg Once A Day
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Расспродажа брендовой п...
  • Down load info
  • Наше будущее в наших ру...
  • Наше будущее в наших ру...
  • Объявления о спецтехник...
  • Бесплатные клиентские и...
  • Играть онлайн ММО игры
  • Клиентские и браузерные...
  • Скачать игры для мальчи...
  • Что такое служба знаком...
  • 1111111111
  • Что такое газон?
  • Что такое обувь?
  • Флеш игра "Викинги...
  • Аквариум - Беспечный ру...
  • Что такое камень?
  • Что такое спа?
  • Кинология
  • Вакансия
  • Что такое озонатор?
  • Что такое натяжной по...
  • Что такое ремесло?
  • Форекс
  • Пиломатериал
  • Что такое остров?
  • Что такое остров?
  • Новый год с коллектив...
  • Диван
  • Диван
  • Инструмент
  • Что такое ламинат?
  • Что такое аренда?
  • Париматч
  • Что такое волосы?
  • 111111111
  • Copyright Folkportal © 2016